Чем старше проблемы, тем дороже их решения
Два революционных решения в сфере ЖКХ прошли незамеченными, хотя они предприняты в интересах всех горожан
Практически в одно время произошло два события. 13 августа вступил в действие пункт постановления Правительства РФ о создании электронных паспортов для многоквартирных домов (МКД). 19 августа мэрия Новосибирска сообщила об утверждении новой структуры администрации города — управления муниципальной жилищной инспекции. Как эти события связаны между собой, попробуем разобраться.
В тысяче строчек пока только точки
Большинство из нас не придало значения информации о том, что 13 августа вступило в действие постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1468, из которого следует, что теперь каждому дому оформят электронный паспорт (ЭП). По статусу документа — и сведения в нем: адрес, технические характеристики, способ управления домом, обслуживающие его ресурсоснабжающие организации, установленные тарифы...
В единой унифицированной форме электронного паспорта около тысячи (!) позиций, которые должны заполнять, а некоторые из них ежемесячно обновлять сотрудники управляющих организаций (УО). Помимо года постройки, количества подъездов и этажей, площади дома, его технических особенностей, в документе фиксируется степень износа элементов здания: кровли, стен, коммуникаций.
Обязательный пункт ЭП — стоимость оказанных услуг. Ее предстоит определить самим УО. Этот процесс нельзя назвать легким, поскольку при формировании цены нужно учитывать статистические данные, экономические составляющие и себестоимость затраченных материалов. Предположим, в подъезде требуется заменить лампу накаливания. Оплата этой услуги будет складываться из времени, которое необходимо на замену лампы, труда электрика и, наконец, стоимости самой лампы. Результат УО занесет в электронный паспорт, но нам цена может показаться завышенной.
Три взгляда на проблему
Введение электронных паспортов многоквартирных жилых домов будет способствовать прозрачности и системности работ в сфере ЖКХ, убежден заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов. Свою точку зрения Андрей Борисович отстаивал на круглом столе в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов, где собрались представители УО, Общественной палаты НСО и мэрии. По мнению депутата, один из важнейших плюсов процесса составления электронных паспортов — инвентаризация жилого фонда.
Эту позицию поддержала заместитель начальника департамента энергетики и ЖКХ Новосибирска Лариса Анисимова. По ее мнению, «информатизация в целом будет способствовать выстраиванию приоритетов политики капитального ремонта на 25 лет».
Работа по внедрению паспортов — трудоемкий процесс, ведь в электронный вид необходимо перевести информацию со всех бумажных носителей.Это дополнительная нагрузка, к тому же вряд ли сведения, заложенные в паспортах, будут достоверными. И не потому, что кто-то сознательно их искажает, просто нет объективной возможности их предоставить. Такова в самом общем виде консолидированная позиция представителей управляющих организаций.
Генеральный директор ЗАО «МКС+» Павел Назаров обратил внимание только на одну строку требований ЭП — «указать дату последнего энергоаудита»:
— Стоимость этой услуги 200 — 250 тысяч рублей, жители массово отказываются тратить такие деньги.
Вызывает сомнения и достоверность техпаспортов МКД, по мнению участников круглого стола, они соответствуют реальности примерно на 30 процентов.
Услуги: за пределами минимума
Упомянем также постановление Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года, где сказано, что собственники имеют право выбирать, какие услуги УО им нужны. Ранее этот список утверждали представители управляющих организаций, в результате чего жильцы нередко даже не догадывались о том, что он может быть гораздо шире. Но есть важная оговорка: перечень работ не может быть меньше минимального, предусмотренного этим постановлением. Но чем больше услуг жильцы выберут, тем дороже они обойдутся.
На круглом столе отметили такую незадачу: в минимальный набор услуг не включено собственно управление. Хотя любой знает, что управленченский труд и нелегок, и высокооплачиваем во всем мире.
И это, конечно, далеко не последнее замечание, высказанное специалистами-практиками сферы ЖКХ. Лариса Анисимова, соглашаясь с наличием проблем реформирования, все-таки высказала пожелание к сообществу УО заняться этой работой в тех регламентах, которые уже позволяют продвинуть этот проект. Еще предстоят поиски оптимальных настроек в этой работе: совещания, консультации, новые решения…
Угрозы хорошего
Нетрудно догадаться, что политика «открытого правительства» экстраполируется во все сферы, позволяя власти более эффективно выполнять функции оценки и контроля работы любого сектора деятельности. В том числе и самого чувствительного из них — ЖКХ.
Потому неслучайно появилось новое управление муниципальной жилищной инспекции мэрии, призванное участвовать в реформировании системы ЖКХ и контролировать деятельность управляющих организаций. Кроме всего прочего, инспекция получит право проводить внеплановые проверки последних.
После введения ЭП поле для проверок будет максимально конкретизировано и публично. Разве не об этом мечтали все собственники жилья? Но, конечно, «угроза» нашего хорошего будущего не должна разрушить сложившуюся систему УО. Конечно, их ждут нелегкие времена… Ведь чем старше проблемы, тем дороже их решения.
ДОСЛОВНО
Андрей ПАНФЕРОВ, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Сколько ни кричали «рынок во всем разберется», пока он только добивает ЖКХ. На сегодня в жилищно-коммунальном комплексе настолько все запущено, что лидирующая роль в разрешении этих проблем должна быть за государством, возможно, даже с применением непопулярных мер.
ЦИФРА
Электронные паспорта появятся у 8 000 многоквартирных домов Новосибирска