Уверенный рост неуверенности
По мнению статистиков и экономистов, рост цен связан не только с объективными экономическими факторами, но и психологией
Бензин, недвижимость, авиабилеты, потребительская корзина — мы уже привыкли, что постепенно дорожает все. В пресс-центре ГТРК «Встречи на Вертковской» специалисты и журналисты попытались понять, как и почему растут цены, завышены они или это мнение потребителя? И чего нам вообще ожидать от экономики в ближайшие годы?
«Убедительные» доводы нефтяников
Например, повышение цен на энергоносители всегда было неким сигналом: вскоре по цепочке подорожает все остальное. Условно говоря, на каждую доставленную до магазина булку хлеба приходится своя доля топлива и электроэнергии. А рычаги правоприменения антимонопольного законодательства довольно либеральные.
— Нельзя сказать, что ФАС не следит за теми же представителями «нефтянки», продавцами и перепродавцами бензина и дизельного топлива, — отмечает доктор экономических наук профессор Ольга Симагина. — Просто реальный сговор, если он существует, доказать практически невозможно, а убедительно говорить о динамике мировых цен на нефть, расходах на разработку новых месторождений и прочем эти люди научились очень хорошо. Послушаешь их и согласишься — действительно, цены нельзя было не повысить. Хотя маржа оптовых и оптово-розничных продавцов достаточно высока, и, говоря простым языком, продавать дешевле на АЗС возможно. Но не продают…
— Получается, все-таки сговор?
— Я бы назвала его подсознательно психологическим: сосед продает по 28 рублей, а я чем хуже? Думаю, преобладают именно такие внутренние аргументы.
В целом же, по мнению Ольги Владимировны, рост цен складывается не только и не столько из-за политики государства, но и из-за такого объективного фактора, как состояние основных фондов и мощностей в промышленном производстве. На профессиональном сленге это называется полной занятостью, что обозначает невозможность роста производства без масштабного технического и технологического переоснащения. А это гигантские деньги! И тут включается психология: взять от жизни все «здесь и сейчас», не планируя дальше 3 — 5 лет вместо нормальных во всем развитом мире 20 — 30 лет. То, что называется горизонтом планирования, который у нас пока довольно близок. Получается, мы не очень уверены в своем будущем.
Не уверен — не занимай
Эта неуверенность в завтрашнем дне не глобальная. Если провести на улицах опрос, уверен, многие скажут, что с оптимизмом смотрят в будущее. Но подсознание не обманешь: страхи постепенно загнали россиян в ситуацию, схожую с той, которая сложилась в Америке в 2008 году. Оттуда и пошел мировой кризис. Россияне настолько увлеклись потребительскими кредитами, при этом не научившись толком соизмерять свои доходы с долговой нагрузкой, что это грозит массовыми личными дефолтами. По данным аналитиков «Альфа-Банка», опубликовавших на прошлой неделе свое исследование, наша область вошла в пятерку российских регионов — лидеров по объемам кредитной нагрузки на душу населения.
— Тут практически все виноваты, — считает Ольга Симагина, — и банки, дающие кредиты налево и направо и живущие на коротком обороте, и сами заемщики, и СМИ, которые старательно и настойчиво продвигали образ жизни в кредит, «как на Западе», при этом не рассказывая всей правды. В Европе же и США у очень многих людей совершенно другая структура доходов — там многие живут на ренту, дивиденды от ценных бумаг, а у нас большинство — на зарплату. Словом, людей научили и приучили брать кредиты, но не обозначали рамки разумного, и порой людям тяжело остановиться, когда жизнь так легка: взял кредит — купил машину, поехал на курорт или ремонт сделал в квартире. Если люди не остановятся или банки не «затянут гайки», то ситуация может быть весьма неприятной.
В этом вопросе вообще трудно давать оптимистические прогнозы, так как проблема не стопроцентно финансовая, но и психологическая. Аналитики отмечают появление даже не прослойки, а целого класса клиентов, каждые 4 — 6 месяцев берущих новый кредит и частично использующих его для платежей по предыдущим займам. У такого заемщика поддерживается хорошая кредитная история, ему благоволят банки, но если в следующий раз не удастся получить новый кредит, то рухнет вся наработанная схема.
Впрочем, если ситуация будет развиваться по худшему сценарию, банки пострадают меньше всего. Основными «ответчиками» станут юридические лица и добросовестные плательщики, которые, если объективно, уже отвечают за потенциальных банкротов: высокие процентные ставки российских банков объясняются именно их желанием перестраховаться и минимизировать свои риски.
В конце материала невольно возникает желание сделать какой-нибудь многозначительный вывод или посетовать на то, как все плохо. На самом деле бывало и бывает гораздо хуже. Просто всегда нужно стремиться быть чуть лучше: лучше работать, чащее задумываться о будущем, стараться все-таки (как бы это не претило русской душе) учиться на чужих ошибках, а не повторять их. И верить, что не за горами то время, когда мы уже насытимся свалившимися на нас всего 15 — 20 лет назад плодами общества потребления и станем жить по-другому.
ОПРОС
Только 30 % россиян имеют накопления
Такие данные получил в ходе опроса Всероссийский центр изучения общественного мнения. По словам экспертов, этот показатель практически не изменился за последние два года.
Накопления имеют в основном пожилые (35 %), высокообразованные (36 %) москвичи и петербуржцы (47 %). Нет сбережений у 67 % опрошенных — в основном это селяне (77 %). Сбережения россияне в основном делают (или делали бы, если б была возможность) для покупки квартиры или дома (29 %).
Многие также копят деньги на всякий случай (24 %), на черный день (24 %), на лечение (23 %). Несколько меньше тех, кто откладывает деньги на образование (15 %), отдых (13 %), покупку автомобиля (12 %), на случай потери работы (11 %). Некоторые откладывают на покупку дорогих вещей (8 %), земли (7 %), собственное дело (4 %), ради дополнительного дохода (3 %). Покупка недвижимости остается самым надежным вложением денег с точки зрения россиян (55 %). Все меньше становится сторонников покупки золота и драгоценностей (24 %).
Большинство опрошенных предпочитают открывать счета в банках (29 %), копить деньги в рублях (15 %). Меньше тех, кто предпочитает покупку и хранение иностранной валюты в наличном виде. Опрошено 1 600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 % (bankir.ru).
ФИНАНСЫ
«Подлинность» клиентов будут проверять
Усилить защиту виртуальных платежей с помощью многоуровневой системы проверки «подлинности» клиентов рекомендовал банкам ЦБ.
Увеличение оборота денежных средств в виртуальном пространстве закономерно вызывает интерес со стороны киберпреступников. И сегодня попасть в поле действия мошенников можно, даже соблюдая все требования безопасности при использовании карты.
Преступники буквально ловят «клиента» на живца, создают подложный сайт, который выглядит в точности так же, как сайт банка или сайт, производящий финансовые расчеты через Интернет. Затем мошенники пытаются добиться, чтобы пользователь посетил фальшивый сайт и ввел на нем свои конфиденциальные данные. Используя их, злоумышленники крадут деньги со счетов попавшихся на удочку пользователей. Для заманивания на подложный сайт используется, к примеру, массовая рассылка электронных сообщений. Они выглядят так, как будто отправлены банком и при этом адресованы лично вам.
Помимо многоуровневой системы идентификации, вроде использования разнообразных паролей или снятия отпечатков пальцев, механизм которой некоторые российские банки начинали тестировать еще в прошлом году, ЦБ рекомендовал банкам дать клиентам возможность устанавливать лимиты операций, проводимых через Интернет. (Bankir.ru)
ФАКТ
С начала года почти 42 тысячи человек нашли работу при содействии центров занятости. Всего за этот период, по данным минтруда Новосибирской области, за содействием в поиске подходящей работы обратились более 61,4 тысячи человек