Недропользование: перезагрузка
Вовлечение бизнеса в разработку новосибирских недр возможно на условиях государственно-частного партнерства
Специалисты уверены: потенциал добывающей отрасли Новосибирской области недооценен. Ее эффективное развитие они видят в усилении федеральной поддержки и активном вовлечении инвесторов в комплексное освоение природных богатств.
Глиняный вопрос
На территории области открыты месторождения высококачественных антрацитов, нефти и природного газа, руд цветных металлов, золота, торфа. Особо богата земля полезными ископаемыми строительного назначения — строительным камнем, песком, мрамором.
Перспективным направлением, по мнению директора института кадастра и природопользования Сибирской государственной геодезической академии Дмитрия Ветошкина, могла бы стать промышленная разработка добычи глины на юге области. Однако успех предприятия накрепко упирается в экономическую нецелесообразность для потенциальных инвесторов. Разведка, разработка месторождений требует больших вложений и долго окупается, что автоматически делает отрасль малопривлекательной для современных предпринимателей, многие из которых давно привыкли к «быстрому рублю». Поэтому разработкой новых месторождений, считают специалисты, прежде всего, должно заинтересоваться государство. Тем более что для населенных пунктов оживление когда-то действовавших или открытие новых месторождений могло бы стать настоящим вторым дыханием. Да и востребованность, особенно строительных материалов, налицо.
К примеру, в Беленском сельсовете Карасукского района давно мечтают возобновить добычу местной высококачественной глины и восстановить производство кирпича. Но бизнесмены откровенно признаются: невыгодно.
— Сколько я ни приглашал инвесторов, все начинают отговариваться под предлогом неудобного расположения нашего заброшенного глиняного карьера — он достаточно удален от села и инфраструктуры, энергоресурсов. Нужно подводить ЛЭП, бурить скважину. Легче найти объект с готовой инфраструктурой. А ведь возобновление добычи глины и производства кирпича вдохнуло бы новую жизнь сразу в целый ряд поселений. Тем более что потенциал для этого есть — люди стремятся здесь обосноваться. В селе заметно активизировалось строительство жилья. За последние несколько лет построено 14 новых жилых домов. Так что кирпич явно не остался бы невостребованным как в нашем поселении, так и во всем районе и области. Думаю, даже в Казахстан от нас отгружались бы кирпичи, — говорит глава Беленского сельсовета Владимир Бурч.
Лицензия есть, добычи нет
Заинтересовать бизнес в развитии недр можно на условиях партнерства с властью, уверен заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Александр Замиралов. Да и без участия федерального бюджета в создании необходимой инвесторам инфраструктуры не обойтись, считает депутат.
— В последние годы федеральные инвестиции к нам на территорию усилились, программы реализуются, но денег для того, чтобы работать с инвесторами в сфере недропользования, у нас недостаточно. При этом большая доля прибыли от добычи природных ресурсов уходит в федеральный бюджет. Полагаю, что в этом плане нужно менять законодательство, — отмечает Александр Замиралов.
Совершенствования требует и нормативно-правовая база, регулирующая земельное законодательство в сфере недропользования. По словам Дмитрия Ветошкина, сегодня недропользователь может иметь лицензию на разработку недр, но не иметь никаких прав на земельный участок, на котором планируется разработка месторождения. Права на землю недропользователь должен оформлять отдельно, и это неверно, отмечает специалист.
Решением этой проблемы директор представительства ЗАО «Сибирский Антрацит» в Новосибирске Дмитрий Чувочин называет формирование земельных участков под разработку полезных ископаемых еще до предоставления лицензии. При этом недропользователь одновременно с лицензией на право разработки должен получать права на земельный участок над горным отводом и под объектами инфраструктуры.
— Это позволило бы более быстро приступать к разработкам и эффективнее планировать развитие территорий государству и органам местного самоуправления, — считает Дмитрий Чувочин.
Руководитель «Сибирского Антрацита» в Новосибирске характеризует современное земельное законодательство как очень сложное, в некоторой части противоречивое, и считает, что это затрудняет любое землепользование — от сельхозработ и строительства зданий и сооружений до недропользования.
Перерабатывать для себя и соседей
Еще одно явное исторически сложившееся преимущество нашей территории — тяготение экономики к диверсифицированной модели. Так что нам сама судьба велела идти по пути комплексного развития. К примеру, в нефтепереработке наш регион был бы способен обслужить и себя, и ближайших соседей, уверен Дмитрий Ветошкин:
— Для нашей области было бы перспективно развивать нефтепереработку, нефтехимию. Некоторые наши соседи с этими задачами явно не справляются. Об этом говорят и качество бензина, и связанные с этим трудности перехода на стандарт Евро-5.
Такая работа, по словам Александра Замиралова, у нас в области ведется. Нефтезавод построен в Коченёвском районе, сегодня рассматривается перспектива строительства в регионе еще одного нефтеперерабатывающего производства. Кроме того, планируется прорабатывать возможность поставки сжиженного газа с севера области. Главное, чтобы вся эта работа была взаимно интересна бизнесу и власти. Государство должно помогать создавать интересные для бизнеса условия, а он отвечать усилением налоговой базы территорий.