Секты и их СЕКреТЫ
Для того чтобы защитить близких от ухода в секту, в семье должны быть любовь и доверие
Они подойдут к вам на улице или позвонят в дверь. Они будут очень и очень вежливы — настолько, что вам станет неловко отказать им в короткой беседе, которая может начаться со слов: «Вы в Бога верите?»
Ваше сознание у нас под контролем!
А дальше возможны два варианта: либо вы прекращаете разговор сами, либо подпадаете под опасное обаяние этих людей, которые на поверку оказываются волками в овечьих шкурах. Обезоружив обещанием бескорыстной дружбы, постепенно они завладевают не только вашим вниманием, но и временем, способностями, связями и, конечно же, кошельком. Схема меняется лишь в деталях, суть остается одинаковой. Примерно так произошло и с супругой Владимира Марцунова.
— Жена дома сидела с маленькими детьми, — вспоминает Владимир Николаевич события 19-летней давности. — Скучно, видимо, было — она и открыла дверь старушке. Та дала ей журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня». Тогда мы еще не знали, что это издания тоталитарной секты «Свидетели Иеговы». Старушка стала заходить, чтобы обсудить прочитанное, чаще и чаще, а вскоре уже не только она, но и другие сектанты прочно обосновались у нас в квартире. Как-то прихожу с работы, а дома есть нечего. Зато кухня полна иеговистов.
У женщины произошло смещение ценностей: дети могли ходить голодные, неухоженные, зато для «собратьев по вере» всегда находились и кусок хлеба, и свободное время. Владимир пытался образумить жену, но все без толку. В итоге через полгода безуспешной борьбы подал на развод.
— Я с большим трудом отвоевал себе детей: и соцслужбы, и суд хотели оставить их с матерью, — говорит Марцунов.
Таких историй в одном только Новосибирске — тысячи. Вербовка в ряды адептов происходит каждый день, и кто-то в итоге находит силы критично взглянуть на происходящее и вырваться, вернуться к нормальной жизни, но многие так и остаются одурманенными на многие годы.
— Страшны секты тем, что они контролируют сознание человека, заставляя отказаться от всякой связи с внешним миром: семьи, друзей, учебы, подавляют волю и навязывают принятие решений, выгодных для руководителей секты, но никак не для самого человека, — объясняет Олег Заев, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе во имя Святого Александра Невского. — Итогом такого изменения сознания нередко становятся самоубийства и преступления, совершенные в фанатичном угаре.
Группа риска
Чем же привлекают секты в свои ряды? И кто наиболее подвержен такому риску?
— В первую очередь в секты попадают те, кто не находит эмоционального отклика и поддержки со стороны близких, — говорит Олег Владимирович. — Каждому из нас нужна поддержка, и если в семье ее нет, человек потянется к тем, кто будет говорить ему, что он хороший, способный и так далее. Человеку захочется слышать это снова и снова. Кроме того, людям свойственно задаваться вопросами: «В чем смысл жизни? Что есть добро, а что — зло?» И если окружающие не могут дать ему ответы, то он пойдет к тем, кто откроет ему «истину».
«Истина» у каждой из тоталитарных сект своя: адепты одних верят, что грядет апокалипсис и спасутся лишь избранные, приверженцы других — что все болезни уйдут, стоит искренне поверить в то, что ты уже здоров, третьи путем медитации и отказа от медикаментов надеются достичь бессмертия… Но для светского государства деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а методами их деятельности: под прикрытием якобы религиозных убеждений граждане подвергаются жесточайшей эксплуатации и унижению человеческого достоинства. При этом руководителей сект интересуют не только деньги, квартиры, но и возможности человека: его ум, способности, социальное положение, здоровье и молодость, в конце концов. Когда же эти ресурсы у человека заканчиваются, его выбрасывают на улицу как отработанный материал.
Сомневайтесь!
Большое счастье для человека, если он сумеет вовремя критично взглянуть на деятельность организации, к которой он примкнул. Однако сделать это очень трудно: чтобы иметь незамутненный взор, нужно как минимум иметь возможность обдумать или обсудить происходящее со сторонним человеком. Но любая секта стремится прежде всего оградить своих последователей от связи с внешним миром. Адептам запрещено общаться с родными, с соседями и с теми, кто вышел из рядов «обращенных», читать любую литературу, кроме той, что выпускает сама секта. Некоторые из структур, таких, например, как «Свидетели Иеговы» (они же — «Общество Сторожевой башни»), строжайше запрещают читать даже старые выпуски своих изданий. Причина последнего запрета проста: со временем постулаты организации могут кардинально меняться, но людям об этом знать не положено. Так, один из главных постулатов секты «Свидетели Иеговы» долгие годы гласил, что ни при каких обстоятельствах нельзя переливать кровь и проводить трансплантацию. Однако еще в 1925 году в периодическом издании «свидетелей» сообщалось, что человек, который сдает кровь для переливания, заслуживает похвалы. Сегодня переливать кровь и пересаживать органы иеговистам снова разрешено, однако возьмут ли руководители «свидетелей» ответственность за гибель тех людей, которым из-за убеждений, привитым в их секте, не была оказана медицинская помощь?
— Как правило, в основе любой секты лежит недобросовестная реклама, ложь, которая легко вскрывается, если углубиться в изучение деятельности такой организации, — предостерегает Олег Заев. — Например, члены международной организации «Центр сознания Кришны» при первом знакомстве заявляют, что они — представители древней ведической традиции. А человеку свойственно благоговейно относиться к старине, ведь если это сохранилось, пройдя сквозь толщу веков, то оно и в вечности не изменится. Значит, этому можно доверять. Однако если копнуть поглубже, открывается совершенно другое: кришнаиты отрицают свою причастность к древним традициям и называют свою религию «универсальным методом», позволяющим человеку достигать обожения — единения с Богом.
Они же, по словам Заева, скрывают истинное значение имени Кришна, которое нужно ежедневно произносить в мантрах 1 728 раз, чтобы достичь «просветления». Его перевод с санскрита вовсе не «Всепривлекающий Первоисточник, Причина всех причин», как преподносится сторонниками секты, а «черный, темный, темно-фиолетовый». Получается, кришнаит призывает силы темного мира? Ведь, как гласит афоризм, «Если долго смотреть в бездну, бездна начнет смотреть на тебя». Так нужно ли человеку такое «счастье» и «обожение»?
Простая профилактика
Как же защитить ваших близких от попадания в секту? Прежде всего будьте с ними «на одной волне». Доверие, любовь и откровенность в семье — лучшая прививка от всех, кто попытается провести «бомбардировку любовью» (одна из методик воздействия на людей у последователей «Церкви Объединения», или «Движения Муна»).
— Важная роль в этом противодействии отводится и государству, — продолжает Олег Владимирович, — оно должно позаботиться о том, чтобы его граждане обладали культурой (от слов «возделывание», «созидание», «образование») поведения. Для этого требуются реформы как в сфере образования, так и в сфере законодательства, чтобы деструктивные, паразитирующие структуры, не имеющие культуры, не могли укореняться на территории государства. Ведь любая секта подобна вирусу: ослабленный организм приведет к гибели, а здоровому не причинит вреда, только усилит иммунитет.
Поэтому второй важный элемент профилактики — система мировоззрения.
— Человек, укрепленный в определенной системе мировоззрения (я говорю о традиционных для России конфессиях, причастных к ее истории и развитию, — о христианстве в лице православия, исламе, иудаизме, буддизме), получает из нее четкие ответы, что хорошо, а что плохо, и не нуждается в «костылях», которые услужливо предлагают ему сектанты, — заключает мой собеседник.
ФАКТ
В конце октября 2007 года Новосибирск был потрясен самоубийством 45-летней владелицы сети цветочных салонов «Сибирская орхидея» Ирины Шипулиной. Женщина выбросилась из окна 19-го этажа гостиницы «Новосибирск». Ирина Шипулина была активным членом секты «Радастея» Дуси Марченко (она же Евдокия Лучезарнова).
ЦИФРА
По данным Центра по вопросам сектанства, сегодня в Новосибирске и области действуют более 200 организаций, обладающих признаками тоталитарных сект. Наиболее многочисленные из них — «Свидетели Иеговы», «Международное общество сознания Кришны», неопятидесятники и сайентологи.