Театр для многих поколений
Благодаря новым подходам в экономической и культурной политике властей региона символ нашего города — театр оперы и балета — станет доступней для новосибирцев и жителей области
С уверенностью можно сказать, что 68-й творческий сезон Новосибирского академического театра оперы и балета, итоги которого недавно на брифинге подвел директор НГАТОиБ Борис МЕЗДРИЧ, удался. Таково мнение не только руководства театра, но музыкальной общественности, столичной критики и коллег по всему миру, которые заинтересованы в непрерывности творческих контактов с нашим оперным.
Для города и мира
Так, с сентября по июнь в театре осуществлены постановки четырех оперных и двух балетных спектаклей. Это первая в России сценическая версия «Мессы» Бернстайна, «Брачный вексель» Россини, «Мавра» Стравинского, «Служанка-госпожа» Перголези, балеты «Пульчинелла» и «Весна священная» Стравинского. Как всегда, с успехом прошел VI Сибирский фестиваль балета. Гастрольная деятельность НГАТОиБ, которая в этом сезоне завершится поездкой балетной труппы и оркестра с 25 по 31 июля в Китай, тоже была пусть не широка по географии, но интенсивна: Омск, Барнаул, Ульяновск, а также регулярные с декабря по май выступления перед жителями сельских: Маслянинского, Тогучинского, Ордынского, Коченёвского и Новосибирского — районов области.
Значимой составляющей творческой деятельности театра в 2012/13 г. стали спектакли и концерты, входившие в масштабные общегородские и областные проекты, такие как Всемирный форум снега, Дни культуры Германии в России, исполнение в День памяти и скорби «Военного реквиема» Бриттена и другие. Памятным для новосибирцев стал театрализованный вечер, посвященный 100-летию А.И. Покрышкина, на котором со сцены НГАТОиБ с приветственной речью выступил Президент РФ Владимир Путин.
Расширился в этом сезоне и диапазон деятельности симфонического оркестра театра под руководством Айнарса Рубикиса — были проведены два новых цикла концертов: симфонических для детей и камерных «Раскрепощение звука» для взрослой публики. Порадовал слушателей и концерт open air накануне Дня города.
Рубль культуру бережет
Сделано за сезон яркого, причем самого высокого художественного уровня много — все трудно даже перечислить. К тому же были награды солистов НГАТОиБ на международных и российских конкурсах и фестивалях. Прима-балерина Анна Жарова получила звание народной артистки России. Медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени удостоен главный хормейстер Вячеслав Подъельский.
Также особым знаком признания уровня нашего театра в деловом плане стало присвоение заместителю директора по финансово-экономической работе, главному бухгалтеру театра Людмиле Марченко звания «Заслуженный экономист РФ». Сегодня вопросы финансово-экономического плана, несмотря на то что НГАТОиБ находится в федеральном подчинении (а может, в большей степени именно по этой причине), имеют для руководства театра первостепенное значение.
В этом сезоне создан и начал активную деятельность Попечительский совет театра, который возглавил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Прошло несколько его заседаний, и, по словам директора НГАТОиБ, первый сезон работы совета дал конкретные результаты в активизации творческих проектов театра. К примеру, помощь в проведении мартовских гастролей с «Реквиемом» Верди в Омске, где новосибирцы не были более двадцати пяти лет.
В начале июля, продолжил Борис Мездрич, благодаря в первую очередь главе Попечительского совета Василию Алексеевичу Юрченко, Законодательное собрание области в числе других приняло поправку в бюджет текущего года, где в рамках долгосрочной целевой программы развития культуры региона были выделены средства на финансирование постановки балетного спектакля «Щелкунчик» в сумме 40 миллионов рублей. Это принципиально значимое событие для творческой жизни театра, считает директор НГАТОиБ:
— Мы — учреждение Министерства культуры Российской Федерации, — сказал Борис Мездрич. — Но реально живем и работаем в Новосибирске, а также ездим по области. То есть выполняем функции как городского, так и областного театра. Ситуация с финансированием федеральных театров сейчас сложная. Я не говорю о Большом или Мариинском театрах: они всегда были на особом счету. Что касается Новосибирского театра оперы и балета, у нас в последние годы очень остро ощущается нехватка денег на создание новых постановок — больших и серьезных в плане объемов средств, затраченных на декорации и костюмы. Таких как «Аида», «Фауст», «Лебединое озеро» и даже одноактный балет «Весна священная». Это вынуждает нас перейти на репертуар, так сказать, небольшой по объему. Но действовать таким образом — потерять потенциал, репутацию и все подобные, заработанные не одним годом усилий всего коллектива статусные вещи.
На долгие годы для всех
По мнению директора НГАТОиБ, театр в ряду других обязательно должен ставить «полнометражные» высокохудожественные спектакли, которые много лет буду пользоваться популярностью у зрителей. Таким проектом является балет «Щелкунчик». Он должен стать спектаклем для семейного просмотра на долгие-долгие годы. Тому есть все основания: классическая хореография Вайнонена, декорации и костюмы итальянских художников (кстати, оформлявших балет «Спящая красавица» для открытия после реконструкции исторической сцены Большого театра), потенциал новосибирской балетной труппы и оркестра.
В этом случае поддержка региональным бюджетом художественной продукции театра — принципиально важное решение. Это не «деньги в театр», а областные средства, которые будут вложены в культурное развитие населения области, подрастающего поколения, так как, по условиям договора о финансировании в основном спектакль будут показывать бесплатно для социально незащищенных категорий жителей области.
Как считает директор театра оперы и балета, это серьезное и дальновидное решение новосибирских властей как по поддержке репутации театра, так и культурной политики региона в целом.
— Этот четкий, ясный и прозрачный шаг губернатора в период больших сложностей в театральном российском процессе демонстрирует, что Новосибирская область становится лидером в выстраивании отношений, связанных с подходами к культурному воспитанию населения и просветительству, — подчеркнул Борис Мездрич. — Потому что художественный продукт театра — спектакль — это не что-то разовое, это вложения в долговременную историю города и области.
ФАКТ
На поддержку Новосибирского государственного академического театра оперы и балета из областного бюджета выделено 40 миллионов рублей. Средства будут направлены на постановку балета «Щелкунчик», который смогут посмотреть на льготных условиях более 100 тысяч детей Новосибирска и Новосибирской области.