Витамины по-китайски, или Что скрывает синьор Помидор?
В одном из тепличных хозяйств была обнаружена земля, зараженная опасными химическими веществами
Непременный атрибут сибирского лета — ящики с овощами и фруктами, выставленные прямо на тротуарах. На вопрос «Откуда помидорчики?» в подавляющем большинстве звучит ответ, содержащий два географических наименования — Ташкент и Барнаул. Граждан это, видимо, вполне устраивает, как и невысокая цена на овощи. А куда же, позвольте спросить, деваются огурцы-помидоры, выращенные в многочисленных теплицах, которые ютятся тут и там вокруг города? Да вот же они, наши, «ташкентские». Торговцы отлично знают, что у полулегальных предприятий по выращиванию зелени и овощей слава сомнительная, и козырять местной топонимикой не спешат. Почему — разбирался наш корреспондент.
Тепличный пейзаж
Тепличное хозяйство близ поселка Верх-Тула Новосибирской области. Куда ни кинь взгляд — кругом один полиэтилен, под которым растут и вызревают огурцы да помидоры. Кажется, теплиц тут несметное количество, хотя, по словам одного из рабочих, Оли, их только 19. Оля — узбечка, работает вместе со своими земляками здесь второй день, поэтому много рассказать не может: «Живем на Хилокском рынке, квартиру там снимаем. Сюда нас утром на машине привозят». Чем поливают и удобряют землю остальные работники, китайцы, которые здесь в большинстве, женщинам не известно: их дело маленькое — вырывать сорняки. Остальные рабочие — худые маленькие китайцы и китаянки в давно не стиранной одежде — во время наших расспросов внимательно смотрят на собеседника и светятся улыбкой на смуглых лицах.
Тепличный пейзаж разбавляют кучи старых покрышек и металлический лом, ветхие, едва стоящие постройки, где хранится инвентарь или живут некоторые рабочие. Чем еще запоминается это хозяйство, так это количеством жестяных банок из-под напитков, которые вдавлены в землю. И — куски полиэтилена, брошенные под деревья поодаль от теплиц. А если дойти до конца хозяйства, то под одной из березок найдете костровище — именно здесь комиссия Россельхознадзора обнаружила опасное для всего живого вещество — бенз(а)пирен.
Тревожный сигнал о захламлении сельхозугодий рядом с тепличным хозяйством «Стимул» поступил в региональный Россельхознадзор от владельцев соседнего земельного участка в Верх-Тулинском сельсовете. Волнения соседа оказались небезосновательными: помимо мусорной кучи, в указанном месте специалисты нашли костровище со шлаком, золой, полиэтиленовой пленкой и продуктами ее горения. А теперь давайте вспомним, что такое полиэтилен. Из уроков химии мы знаем, что это полимер, а при сжигании любого полимера выделяются канцерогены, способные вызывать раковые заболевания и даже нарушать структуру ДНК.
— Таким образом, произошло загрязнение плодородной почвы химическим веществом первого класса опасности — бенз(а)пиреном — на площади около 30 квадратных метров, — рассказывает Алексей Огнев, руководитель пресс-службы Управления Россельхознадзора по Новосибирской области. — Вероятно, канцероген образовался в результате сжигания тепличной пленки.
Нарушения устранить
Ученые считают, что причиной практически 75 процентов раковых заболеваний являются канцерогенные химические соединения, которые мы потребляем с продуктами питания, и бенз(а)пирен в этом списке едва ли не на первом месте. При этом даже малая его концентрация чрезвычайно опасна для живого организма, поскольку обладает свойством биоаккумуляции, то есть не выводится из организма. В пробах же почвы, взятой в месте захламления на территории Верх-Тулинского сельсовета, содержание этого вещества превысило допустимые нормы в среднем в 5 раз.
Из почвы бенз(а)пирен может попадать в растения, из растений — в организм человека. Следует отметить, что место сжигания мусора расположено на удалении нескольких метров от самих теплиц, и вероятность попадания опасного вещества в овощи в данном случае мала, но никто не гарантирует, что в этом хозяйстве не было подобных случаев раньше и что теплицы не расположены на земле, где прежде сжигался такой мусор.
Конечно, со временем дожди снизят концентрацию бенз(а)пирена, распределив вещество на большую площадь. Однако это не тот вариант, который устраивает Россельхознадзор. Его специалисты предписали нарушителю устранить захламление и химическое загрязнение сельхозугодий. Хозяйству необходимо провести рекультивацию: снять весь слой зараженной почвы и вывезти на специальный полигон, где принимают для складирования опасные вещества.
Кроме того, отмечают в пресс-службе, по факту уничтожения плодородного слоя почвы на тепличное хозяйство наложен административный штраф в размере 32,5 тысячи рублей и предложено в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 40 тысяч рублей.
Китайская грамота
У Россельхознадзора и раньше были серьезные претензии к хозяйствам, созданным и работающим на сибирской земле по китайским традициям.
— Многие такие хозяйства нарушали требования законодательства в вопросах безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, так как использовали китайские препараты, не разрешенные к применению на территории Российской Федерации. Все надписи на упаковках были выполнены на китайском языке. Регламент их безопасного применения был нам неизвестен. Примерно два года назад полномочия по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами были изъяты из компетенции Россельхознадзора, и по настоящее время контроль за указанной сферой никем из государственных органов не осуществляется, — отмечает Алексей Огнев.
Как пояснил Александр Замиралов, заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области, ситуация с контролем за безопасностью продукции, выращенной на земле, в стране на самом деле неудовлетворительная.
— Раньше у Россельхознадзора были широкие полномочия: ветеринарный, фитосанитарный, охотничий надзоры, но их забрали, распределили между другими службами, кроме контроля за использованием пестицидов и минеральных удобрений, — говорит Александр Михайлович. — Из-за разделения этих полномочий новое ветеринарное законодательство уже более года находится в подвешенном состоянии. Была попытка создания общественной надзорной организации, чтобы она занималась такими проверками качества продукции растительного происхождения, но слишком много нашлось лиц, заинтересованных в том, чтобы эта организация была ликвидирована.
Однако проблема кроется не только в законодательстве, уверен депутат: граждане сами не заинтересованы в качественной продукции, ориентируются только на ценник.
— Я сам был участником такой истории, рассказывает Александр Замиралов. — В одном из магазинов увидел огурцы — в жутком состоянии, от них шел отвратительный запах. Зато цена была втрое ниже обычной. Я продавца подозвал: «Вы зачем это продаете людям?» — но меня от лотков с огурцами тут же оттеснила покупательница: мол, не мешайте выбирать. Поэтому мы имеем то, что имеем, в том числе колбасу, которая может лежать год вне холодильника. А ведь ГОСТовские колбасы в СССР хранились только три дня!
Впрочем, подвижки в этом вопросе уже наметились, уверил Александр Замиралов. По его словам, депутаты уже начали работать над нормативной базой и регламентами, которые позволят закрепить соответствующий контроль за одной из государственных организаций.
— Время не ждет: Россия, вступая в ВТО, оказалась не готова к этому по многим параметрам. К нам сейчас повезут из-за границы то, что не прошло контроль качества в других странах, и нам нужно быть защищенными. Пока же, — подытоживает депутат, — чтобы быть уверенным в качестве овощей, я сам выращиваю их на участке.
Автор этих строк огорода с овощами не имеет, но точно знает — помимо мелких тепличных хозяйств, в Новосибирске работают крупные овощеводческие предприятия, где контроль за качеством продукции ведется самый пристальный. Откуда огурчики — эти производители не скрывают. Может быть, стоит поискать на прилавках действительно местное и безопасное?
ФАКТ
Бенз(а)пирен относится к веществам первого класса опасности. Он чрезвычайно токсичен для человека даже при малой концентрации, поскольку обладает свойством аккумулироваться в организме до критических концентраций