Образование в общем доступе
Серьезные изменения, происходящие сегодня в системе образования, так или иначе затрагивают едва ли не все направления отрасли. По особо животрепещущим вопросам споры как в профессиональном сообществе, так и в родительской, студенческой, ученической среде не прекращаются даже после принятия базового Федерального закона «Об образовании».
Некоторые актуальные темы для читателей «Советской Сибири» комментирует депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по образованию Ирина МАНУЙЛОВА.
Учебники, объединяйтесь!
Вариантов учебников должно быть не много и не мало, а достаточно. Главное, чтобы они были бесплатными для учеников и их родителей. Какими именно они будут по содержанию — решать должны в том числе педагоги.
На таких принципах основываются новые подходы к формированию допущенного и рекомендованного перечня учебников и учебных пособий. Сегодня разрабатываются нормативные документы, определяющие порядок включения таких комплектов в перечень рекомендованных и исключения из него.
И если пока экспертизу пособий проводят две организации — Российская академия образования и Российская академия наук, то в ближайшем будущем к принятию решения планируется подключить еще и третью сторону — представителей профессионального педагогического сообщества.
— Это нововведение очень важно тем, что решения смогут принимать педагоги, которые работают по этим учебникам, — подчеркивает Ирина Мануйлова.
Кроме того, сегодня при оценке пособий не хватает концептуального взгляда, считает депутат. Учебники оцениваются в основном исходя из санитарно-гигиенических мер, особенностей возрастной психологии учеников. Между тем при включении каждого нового учебника в список рекомендованных нужно оценивать его новаторство — предлагает ли данное пособие что-то принципиально новое по содержанию или по технологии изучения предмета. Сегодня, несмотря на разнообразие авторов, по содержанию комплекты практически идентичны друг другу, отмечает Ирина Викторовна.
В идеале достаточно предложить на выбор 2 — 4 комплекта, содержание которых соответствует требованиям образовательного стандарта и примерной образовательной программы, отличающихся оригинальными наборами заданий и упражнений, а также электронными интерактивными приложениями.
О том, насколько необходимость упорядочения учебников назрела, красноречивее всего говорит ситуация, сложившаяся с учебниками истории. Как подчеркнула Ирина Мануйлова, сегодня по истории существует 138 вариантов учебников, некоторые содержат прямо противоположную оценку тех или иных исторических событий. В таких условиях сформировать четкую гражданскую позицию у обучающихся весьма затруднительно.
— Все учебники должны отвечать важному требованию: обеспечивать единое образовательное пространство. Отчасти нас к этому вынуждает и обязательство по бесплатности школьных учебников. Нам нужно создать единый библиотечный фонд. Тогда ребенок, переходя из школы в школу в рамках одного населенного пункта, а также переезжая из города в город и из региона в регион, не будет испытывать дискомфорта и сможет успешно продолжать обучение, так как будет использовать те же учебные пособия, что и в предыдущем учебном заведении, — поясняет Ирина Мануйлова.
Закон расскажет, за что платить
Модернизация российской системы образования серьезно затрагивает в том числе и систему дошкольного образования — оно сегодня становится одной из ступеней общего образования. И в этой связи на него, равно как и на любую другую ступень, будут распространяться государственные образовательные стандарты, комментирует Ирина Мануйлова.
Над федеральными стандартами ведется серьезная работа, на сайте Министерства образования РФ уже представлен их вариант для общественного обсуждения. Ожидается, что до 1 сентября стандарты будут приняты.
При этом главное отличие дошкольного образования сохраняется — оно останется необязательным для получения в стенах учреждения. Если начальное, основное, среднее образование ребенок получить обязан, и обучение на дому при этом скорее исключение, чем правило, то родителей никто не может принудить вести сына или дочку в детский сад. Обучать, развивать и социализировать своих детей до поступления в школу родители по своему усмотрению могут и самостоятельно, вне стен детсада.
Прежними остаются и четко прописанные для дошкольного образования нормы софинансирования из бюджета и из кармана родителей. На мам и пап возлагается только оплата за присмотр и уход за детьми. Ни приобретение игрушек, ни проведение ремонтных работ за счет родителей не является допустимым с точки зрения закона.
Конечно, добровольные пожертвования производиться могут. Наблюдательный совет образовательной организации имеет право принимать решение о родительской складчине на дополнительные услуги или оборудование за рамками федерального стандарта, если такое решение принято самостоятельно, но заставлять родителей платить лишнее никто не вправе — это незаконно.
— К сожалению, зачастую учреждения злоупотребляют своими правами и просят родителей оказать содействие при приобретении оборудования, игрушек, проведении ремонтных работ. Это недопустимо. В новом законе № 273-ФЗ «Об образовании» четко прописано, что должно оплачиваться за счет бюджета, — подчеркивает Ирина Мануйлова.
Расходы на реализацию образовательной программы, оборудование, игрушки, инвентарь — за счет средств регионального бюджета. Содержание зданий, проведение текущего и капитального ремонта, оплата коммунальных услуг, содержание территории — за счет бюджетных средств муниципалитета. Присмотр и уход, питание детей — это средства родителей. При этом за учредителем остается право снижения родительской платы за различные категории детей, а дети-сироты, дети-инвалиды, тубинфицированные дети освобождены от платы полностью.
Отдохнуть без сожалений
Должна быть возможность непрерывного организованного летнего отдыха и оздоровления детей.
Идеально спланированный летний отдых, по мнению Ирины Мануйловой, — это возможность пребывания ребенка один месяц в загородном лагере, второй — в пришкольном летнем лагере, третий — на площадках учреждений дополнительного образования по месту жительства. Все эти площадки должны иметь разную направленность. Но возможностей для такой организации детского досуга не хватает. Недостаточно как загородных учреждений для отдыха, так и внутригородских площадок. Да и у многих родителей нет финансовых возможностей для того, чтобы купить ребенку путевку в хороший (читай: безопасный, с интересными познавательными, развлекательными и оздоровительными программами) лагерь даже на территории своего региона. Что уж говорить о далеких здравницах общероссийского масштаба.
Так что большому количеству ребятишек приходится довольствоваться летним отдыхом в рамках пришкольного летнего лагеря. И здесь, уверена Ирина Мануйлова, без слов сожаления не обойтись. Отдых в порядком приевшихся за учебный год стенах родной школы полноценным не назовешь. Летний школьный лагерь в большей степени обеспечивает лишь присмотр, занятость и безопасность ребенка.
— Мое убеждение: летний отдых детей должен быть организован по меньшей мере за пределами школьной территории. Конечно, пришкольная площадка способна уберечь ребенка от безделья, шатания по улицам и сомнительных компаний. Но оздоровительная программа, которую каждый школьник должен получить летом, при этом обеспечивается в минимальной степени. Конечно, хотелось бы, чтобы существовала программа круглогодичного отдыха детей, это позволит более качественно оздоравливать детей в период осенних, зимних и весенних каникул. В ней можно было бы задействовать профильные школы разной направленности, языковые школы и лагеря, — считает Ирина Мануйлова.
СПРАВКА
В 2012 году региональная программа по укреплению материально-технической базы детских оздоровительных учреждений исполнена на 100 процентов. В 28 детских оздоровительных учреждениях области реконструированы и отремонтированы спальные корпуса, столовые, клубы. Улучшена доступность к двум оздоровительным учреждениям, обеспечена санитарно- эпидемиологическая безопасность. В детских оздоровительных учреждениях были установлены системы видеонаблюдения, пожаротушения и так далее.
ФАКТ
136 тысяч детей отдохнули в 2012 году в Новосибирской области и за ее пределами, в том числе 58,5 тысячи детей, находившихся в трудной жизненной ситуации.