Как Шойгу удивил Локтя
Новый министр обороны одной из главных задач поставил обеспечение Российской армии современным оружием
Не так уж много времени осталось до следующей череды выборов: мэр областного центра, горсовет, Заксобрание, губернатор… Завершится этот цикл кампаний борьбой за места в Государственной думе РФ. Ее депутат, руководитель регионального отделения КПРФ Анатолий ЛОКОТЬ заявляет, что новосибирские коммунисты примут участие во всех выборах. Что нового ждет избирателей и потенциальных избранников, какие события происходят в нижней палате парламента страны? Об этом и многом другом — наш разговор с Анатолием Локтем.
Что творится в Думе?
— Анатолий Евгеньевич, в последнее время Государственная дума, мягко говоря, удивляет. Кое-кто ее работу сравнивает с взбесившимся принтером. Экономическая ситуация в стране непростая, а в это время Дума принимает, например, закон против матов в средствах массовой информации… Более насущных проблем нет?
— Депутаты одобряют или нет те программы, которые предлагает Правительство. Хотя я Думу и не оправдываю. Вынужден признать, порой она занята решением совершенно неактуальных вопросов, выяснением внутренних отношений. Как вы думаете, какой основной вопрос обсуждается сегодня? Кого следующего лишат полномочий или кто сам их сложит. Дума выведена из рабочего состояния, это началось с истории лишения депутата Гудкова мандата. Я ему не друг, у нас разные идеологические установки, но на первом месте должно быть не выяснение отношений, а, действительно, положение в экономике, в обществе. Такое впечатление, что система начинает поедать сама себя. Мы помним, как это было в советское время и каковы были последствия для страны в целом.
— Наверное, в том числе и поэтому выборное законодательство в стране меняется? На выборах следующего состава Госдумы вернут мажоритарные округа. КПРФ готова к такому шагу?
— Мы работали в разных условиях. Но хотел бы предупредить, что в одномандатных округах побеждают те, кто имеет большой ресурс, и не только административный, но и финансовый. Чтобы провести эффективную избирательную кампанию, нужно потратить на нее до ста рублей в расчете на одного избирателя. В среднем на округе 500 тысяч избирателей. Получаем миллионы. Кто в итоге победит? Люди, способные сконцентрировать финансовые средства такого масштаба.
Комиссия разберется
— В Новосибирске продолжают обсуждать персону мэра Бердска Ильи Потапова, члена КПРФ, которой арестован за взятку… Звучат комментарии: дескать, на выборах мало кто ожидал его победы, человек чуть ли не случайно попал во власть...
— Кампания, действительно, была малобюджетной. Но напомню, что Бердск заслужил звание «красного города» задолго до того, как там был избран Потапов. Поэтому я на себя не возьму риск говорить, что голосование было случайным. Мы интенсивно работали, и я лично не один раз приезжал в Бердск.
— А со взяткой-то как?
— Я не готов сейчас утверждать, виноват он или нет. В соответствии с российским законодательством это решает суд. То, что кампания ведется с беспрецедентной публичностью, очевидно. Спрашивается, почему именно так все проходит? За две недели до ареста ему пытались вынести на городской сессии депутатов недоверие, но не получилось, в итоге депутатский корпус поддержал отчет мэра о проделанной работе. И вот накануне Первомая — сценарий с так называемой взяткой. Нужно во всем этом разобраться. Мы создали комиссию, в которую вошли и юристы.
Плоды сердюковщины
— Недавно вы очень оптимистично высказались по поводу перспективы развития сотрудничества с союзными государствами, Украиной в частности. С чем это связано?
— После переговоров с Путиным Президент Украины сделал заявление о готовности отдать контроль за транзитным газом «Газпрому», одним словом, акции отдать. Это говорит о серьезной победе российской стороны. Не секрет, что вопрос цены на газ — очень сильный инструмент в руках российского Правительства. В данном случае он сыграл решающее значение в определении дальнейшей политической судьбы Украины. Если контроль за транзитом газа переходит к России, это серьезный шаг Украины в сторону Таможенного союза. То есть Россия этот раунд выиграла, но в споре не с Украиной, а с Европой. Теперь президентской команде важно будет реализовать аккуратно, без нажима достигнутые соглашения.
— А еще все ждут возвращения грузинских вин…
— Первая партия прибыла на днях. У меня, откровенно говоря, есть в Грузии знакомые, которые готовятся к возобновлению экспорта в Россию.
— С грузинскими коммунистами вы сотрудничаете?
— Да. Кстати, первую информацию о войне в Южной Осетии и Абхазии я получил от грузинских коммунистов. За три месяца до этих событий я оказался в Грузии в качестве наблюдателя на довыборах в парламент, встречался с руководством Грузии, с уважаемым там человеком — генерал-лейтенантом Георгадзе, который сейчас, к сожалению, умер. Он тогда предупреждал о том, что идет накопление войск, Грузия готовится к войне с Россией. Просил передать эту информацию.
— Вы передали кому надо?
— Конечно. Другое дело, как воспользовалось этой информацией тогдашнее руководство Министерства обороны.
— Не так давно в Госдуме состоялось закрытое заседание с отчетом этого Министерства. Много ли нового узнали депутаты?
— В регламенте Государственной думы есть норма — Правительственный час. В зависимости от того, как складывается политическая конъюнктура, те или иные вопросы становятся актуальны. Сердюкова, когда тот был министром обороны, дергали постоянно, но слушать его было совершенно бесполезно. Я был его основным оппонентом, говорил о том, что происходит разрушение военной приемки, алгоритма формирования оборонного заказа, ликвидируются заказывающие управления, идет сокращение военных учебных заведений и так далее. Мы всегда критиковали сердюковщину, министр отмахивался, вел себя надменно.
Сегодня этот пост занимает Шойгу. Его отчет был очень конкретен, касался видов вооружений, финансовых затрат, сроков. Безусловно, это была государственная тайна, потому совершено правильно, что заседание было закрытым. И Шойгу по-хорошему удивил. Человек, не имеющий специального военного образования, оказался максимально погружен в проблемы. Как представитель оборонной промышленности могу сказать, что все те проблемы, которые ставились нами, он увидел и готов к их решению. А я наконец-то увидел министра обороны (а это уже третий в моей практике), который живет той темой, которой управляет.
Вообще, техническое состояние вызывает тревогу. Шойгу одной из главных поставил задачу обеспечения Российской армии современным оружием. Он провозгласил ряд принципов, которые мы поддерживаем. И прежде всего то, что оружие у нашей армии должно быть отечественного производства. Уже начали отказываться от сделанных ранее заказов на поставку военной техники из-за рубежа. Другой суперважнейший вопрос — восстановление института заказчика. Он касается не только Министерства обороны, но и оборонной промышленности. Также Шойгу поставил задачу кратно увеличить число военных заказчиков.
После министра всегда выступает аудитор Счетной палаты, который рассказывает о результатах контрольных проверок, ревизий и так далее. Выступление аудитора Богомолова было разгромным, озвучены миллиарды растраченных напрасно денег. И если Шойгу предшественника ни разу не назвал, то Богомолов прямо обвинил предыдущее руководство Министерства обороны. Фактически Шойгу сейчас занимается ликвидацией последствий реформ, которые проводились предыдущим министром. Если он будет последователен в своей работе, появятся перспективы и у наших оборонных предприятий.
Оборонка ждет заказов
— Увы, пока у новосибирских предприятий оборонного комплекса не так много заказов…
— Состояние оборонного комплекса Новосибирской области одно из самых плохих в нашем регионе. Это тоже произошло не вдруг, а зависит от многих факторов. Но, например, в Омской области сумели больше сохранить.
— Новосибирск там представлен? Тот же приборостроительный завод, «НЭВЗ-Союз»…
— А вы знаете, что стоящий на площади Калинина торговый центр в три этажа занял место бывшей проходной приборостроительного завода?
— Безусловно, произошло сокращение, но завод работает...
— Объемы серьезно сократились. Я знаю это предприятие со времен его легендарного директора Бориса Галущака, к его памяти очень трепетно отношусь. Это очень точное оптическое производство, которое мне довелось увидеть. Я даже видел боевой лазер, серийное производство которого Горбачёв запретил. Через десять лет американцы взяли его себе на вооружение, а у нас посчитали это негуманным. Лазер через призмы танка поражает противника в глазное яблоко, не надо пробивать броню. «Негуманно, да? — возмущался Борис Савельевич Галущак. — А кумулятивным снарядом кишки размазать — это гуманно?»
«НЭВЗ-Союз» обошел проблемы, занявшись другой тематикой. Сначала я скептически относился к керамической броне, но сегодня, что называется, снимаю шляпу.
Понятно, что Чкаловский завод за счет программы Су-34 живет. У моего родного «Коминтерна» заказы появились, в том числе и на импорт. Но необходимо больше. Поэтому для Новосибирска очень важно, как будут обстоять дела в оборонно-промышленном комплексе и какая государственная политика в его отношении будет вестись. Подходы нового министра обороны в этом смысле обнадеживают.
ФАКТ
Анатолий Локоть работает в Государственной думе РФ уже третий срок. Впервые был избран в 2003 году по Заельцовскому округу № 126