USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Игорь ЗЕЛЕНСКИЙ: «YouTube всё не исчерпать»

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Фото Виктора ДМИТРИЕВА

У художественного руководителя новосибирского балета народного артиста России Игоря ЗЕЛЕНСКОГО есть любимая фраза: «Мыслим мы глобально, а действуем локально». Но, мне кажется, за последние годы ее содержательный акцент несколько сместился. Если раньше Игорь Анатольевич как бы подразумевал за этими словами, что великолепие творческих замыслов действительность непременно корректирует в сторону понижения (что неизбежно, но грустно), то теперь он в равной степени сам управляет и тем, и другим. И осуществление глобальных замыслов, которых этому человеку не занимать, ему вполне по силам, как и некая — в зависимости от обстоятельств — коррекция-локализация тоже в его руках.

Энергия и импульс
А результаты налицо: Игорь Зеленский второй сезон с успехом руководит двумя балетными труппами: НГАТОиБ и Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, и спектакли, и артисты которых имеют прекрасную репутацию у профессионалов и зрителей, получают признание и награды. Причем театры теперь сотрудничают, московские солисты — нередкие гости на новосибирской сцене, наши солисты участвуют в постановках «Стасика». Лучшие балеты этого театра — участники прошлого и нынешнего Сибирского фестиваля балета. Сам Зеленский, несмотря на огромную загруженность творческими и организационными заботами, недавно блестяще, по мнению критиков, станцевал главную партию в столичной премьере балета Макмиллана «Майерлинг». И планов, как говорится, громадье…

Вот как он обозначал их в начале мая:

— На днях в Новосибирск приезжает и завтра приступает к работе над балетом Стравинского «Весна священная» Патрик де Бана — один из самых знаменитых в мире танцовщиков и востребованных хореографов. Мы его запрягаем на полтора месяца, чтобы он сосредоточился и сделал уникальный спектакль. Сейчас весь мир отмечает 100-летие этого балета. И версий множество. Не будем загадывать, но, надеюсь, наша в этом ряду не потеряется. А премьера вместе со «Свадебкой» Стравинского, над которой работает Айнарс Рубикис, состоится 11 и 12 июня в завершение Сибирского фестиваля балета.

— Игорь Анатольевич, но сезон заканчивается в июле…

— В этом сезоне, к сожалению, все. Потому что все деньги, вся энергия и импульс брошены на балет «Щелкунчик». В Новосибирске побывали всемирно известные художники Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино. Я уже много раз ездил к ним в Милан. Были оговорены последние штрихи, мы вышли на финишную прямую. Декорации будем делать в Риме, костюмы — в Милане. Господин Фриджерио — один из самых знаменитых и титулованных сценографов, который очень трепетно относится к своему делу. Он работает только над глобальными проектами. Последний — «Спящая красавица» Григоровича в Большом театре. Мы делаем два варианта декораций, один — для гастролей. А задумка очень интересная. К примеру, последнюю сцену всегда ставят на фоне одного живописного задника. Хотя речь идет о волшебном путешествии. А здесь для каждого танца своя картинка — Россия, Восток, Испания… Это будет уникально и интересно. Премьера в конце ноября — начале декабря.

На каретах ко дворцу
О новом «Щелкунчике» Зеленский говорит с воодушевлением:

— Будет очень красиво. Сначала все подъезжают на каретах к дворцу, потом тот медленно исчезает, и мы — уже внутри дворца. Потом он исчезает и вырастает шикарная, во всю сцену, елка. Сейчас в Риме думают, как она будет вырастать… В перспективе у этого спектакля — показы в Лондоне, хотим выйти с новым «Щелкунчиком» и на Бродвей. Но не будем забегать вперед. Главное — чтобы нашим зрителям понравилось, мы же не для заграницы работаем, а для себя! Поставим в афишу спектаклей 40 подряд, артисты в костюмах персонажей будут дарить в антрактах детям подарки, поставим красивую елку в фойе — это будет для города настоящий праздник и самая большая в его истории губернаторская елка. У меня самого трое детей, и мне хочется, чтоб им, как и другим маленьким новосибирцам, повезло: с самого детства они видели проявления хорошего вкуса, впитывали яркие впечатления.

— А взрослым в новом сезоне чего ожидать?

— В июне мы приступаем к «Ромео и Джульетте» Прокофьева. Помните датчанина Иохана Кобборга, он танцевал у нас на одном из фестивалей в «Жизели»? Он начал очень интересно ставить: пять лет назад в Большом — «Сильфиду», в Австралии — «Жизель», сейчас делает спектакль в Лондоне. Он работает в ключе Макмиллана — в классическом, но с современной энергией и импульсивностью. Сейчас ставит в Москве на музыку Массне одноактный балет на Сергея Полунина.

— Кстати, Полунин с нашим театром оперы и балета будет продолжать сотрудничество?

— Оно продолжается: 17 мая Сергей танцевал в «Жизели», 1 июля будет танцевать в «Дон Кихоте».

— Уходя из Ковент-Гардена, Полунин едва ли не из профессии уходил… А сейчас, работая с вами, он за год стал знаменит не только в России. В одном из недавних интервью сказал: «Благодаря Игорю я увидел, на какие вершины можно подняться. И он готов помочь мне в этом. Я поверил ему. Спасибо Игорю за то, что он оставляет мне право иметь свое мнение по поводу того, что я хочу танцевать и как хочу танцевать».

— Я думаю, у Полунина все есть, чтобы стать в балете таким человеком (Зеленский показывает на стол, где лежат книги о Барышникове и Нуриеве. — Авт.). Он уникален. В том смысле, что Бог ему дал все качества, которые могут поднять его в искусстве очень высоко. Он обаятельный, у него правильный рост, он хороший партнер, у него большой прыжок, он техничный, очень координированный. Еще Сергей внутренне правильный и чистый человек. Считаю, что как наставник смогу уберечь от многих ошибок, подставить в трудную минуту плечо…

— В премьерном «Майерлинге» театра Станиславского и Немировича-Данченко главную партию кронпринца Рудольфа танцуете вы и Полунин. Редкий случай: критики безо всяких оговорок одинаково высоко оценивают работу обоих. А новосибирцы увидят этот спектакль?

— Мы на следующий год обязательно привезем его на фестиваль.

— На 3 июля назначен ваш творческий вечер…

— Это «Кармен» и «Шехеразада».

— Кого-то из знаменитых партнерш будете приглашать?

— Все упирается в бюджет. Хотя посмотрим…

Стартует молодой балет
— Игорь Анатольевич, в труппе есть какие-то изменения?

— Повторюсь: бюджет не безграничен. А вообще, кто-то уезжает, кто-то приезжает. Из школы (колледжа) ребята приходят… Мы, в принципе, хорошо дышим. У нас есть народная артистка Жарова. Есть Ершова, Одинцова, Лыткина, еще — Сабанцева, Свинко, другие... Не каждый театр за пределами столиц может порадоваться, что у него нет потребности, чтобы кто-то приехал и спас спектакль. Теперь нет ситуаций, которые случались прежде, когда я хватался за голову: некому танцевать «Лебединое» — надо кого-то искать-вызывать! Конечно, хотелось бы поднимать планку выше. Но мыслим глобально, живем локально.

— И все-таки, трудно поверить, что кроме названных «Щелкунчика» и «Ромео и Джульетты» вами не задуман еще один-другой глобальный проект?

— Уже провел ряд переговоров и готовлю на следующий год большой тур по России с молодыми звездами балета «Зеленский представляет». Проехать, начав с Москвы и показав старт по Первому каналу, затем по главным нашим городам — Владивостоку, Красноярску, Новосибирску, Перми, Екатеринбургу, Ростову, Краснодару, Сочи, Грозному. Кстати, уже есть договоренность с Кадыровым — у него глаза горят: давай! Мы ездим куда угодно, только не по стране. А я уверен: мы должны делать что-то масштабное, важное для России, для молодых. Россия — она большая, и YouTube, телевизором все не исчерпывается. Я не коммерцию имею в виду, а просвещение. Я хочу показать людям в импульсивном энергичном концерте молодой русский балет. В проекте, безусловно, будет участвовать Сергей Полунин, а также Семён Величко, Роман Полковников, другие, на мой взгляд, правильные ребята, которые будут работать, а не ходить по сцене. А то, что такой проект нужно делать, — однозначно. Не говоря пафосных слов о патриотизме, скажу: этого в стране сегодня не хватает.

ФАКТ
Завершающим аккордом VI Сибирского фестиваля балета в НГАТОиБ стала премьера балета «Весна священная» Игоря Стравинского в постановке всемирно известного танцовщика и хореографа Патрика де Бана/

Фотографии статьи
Один из лучших в мире дуэтов — Ульяна Лопаткина и Игорь Зеленский в «Шехеразаде» Римского-Корсакова. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Один из лучших в мире дуэтов — Ульяна Лопаткина и Игорь Зеленский в «Шехеразаде» Римского-Корсакова. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Один из лучших в мире дуэтов — Ульяна Лопаткина и Игорь Зеленский в «Шехеразаде» Римского-Корсакова. Фото Виктора ДМИТРИЕВА