Логичная логистика
С увеличением грузооборота область все больше нуждается в развитии транспортно-логистических зон
Транспортный комплекс области обеспечивает более 12 % валового регионального продукта, и, по оценкам экспертов, с развитием интеграционных процессов нагрузка на крупнейший транспортный узел Сибири будет неуклонно расти. Уже сегодня он является местом концентрации и распределения грузов с территории радиусом 600 — 650 километров.
— Современное состояние транспортно-логистической инфраструктуры региона не отвечает в полной мере перспективам развития перевозок и торговли. Из общего объема складского хозяйства Новосибирского транспортного узла, а это более 800 тысяч квадратных метров, современным технологическим требованиям соответствует порядка 380 тысяч квадратных метров крупных складских комплексов А, — говорит Сергей Максимов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири.
По его мнению, возможно было бы формирование комплексных складских и оптово-розничных центров в транспортно-логистических зонах Новосибирского транспортного узла с привлечением в регион торговых и сбытовых компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, крупных федеральных сетей, а также компаний из других стран, прежде всего Казахстана, Китая, Южной Кореи.
До 2020 года в пригородной зоне Новосибирска, на входах-выходах в город в районе крупных автодорожных и железнодорожных магистралей, должны быть сконцентрированы крупные транспортно-логистические центры. Это ускорит транспортировку грузов, следующих транзитом через Новосибирск, разгрузит улично-дорожную сеть города Новосибирска, позволит аккумулировать грузы и производства вне городской черты.
С участием инвесторов формируются три крупные инфраструктурные зоны: западная, восточная и южная. Наиболее развитая — западная — включает как уже существующие транспортно-логистические центры, так и формирующиеся — аэропорт Толмачёво, Промышленно-логистический парк, комплекс складов и терминалов в районе улицы Станционной и Толмачевского шоссе, крупнейший в России контейнерный терминал «Клещиха».
Развитие восточной транспортно-логистической зоны выгодно для концентрации грузопотоков с Забайкалья, Китая, Дальнего Востока, включая дальневосточные порты. И в настоящее время ряд компаний уже реализуют свои логистические проекты в восточной зоне. В районе пашинского переезда, рядом со станцией Иня-Восточная и в непосредственной близости от Северного обхода уже реализована первая очередь проекта по созданию складского и контейнерного комплекса, созданы современный логистический комплекс общей площадью 20 тысяч квадратных метров и контейнерная площадка для крупнотоннажных контейнеров площадью 3,6 гектара и емкостью 2 500 TEU.
— Однако развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе восточной зоны, требует модернизации железнодорожных станций, — говорит Сергей Максимов. — И сделать это только за счет средств транспортных и логистических компаний не представляется возможным — стоимость строительства дополнительной железнодорожной инфраструктуры сопоставима со стоимостью собственно логистического комплекса.
По мнению Сергея Максимова, вопрос можно было бы решить путем софинансирования со стороны ОАО «РЖД», задействовав механизм государственно-частного партнерства. Сделать это невозможно без соответствующих решений на федеральном уровне.
Кроме того, необходимо обеспечить развитие инженерной инфраструктуры, включая создание новых энергетических мощностей, подведение водоснабжения и канализации, строительство водостоков. И решить данный вопрос можно в том числе за счет формирования инвестиционного тарифа со стороны инфраструктурных и генерирующих компаний.
Максимов предлагает инфраструктурным и генерирующим компаниям изменить подход при развитии сетей, не требовать полного финансирования проектов развития инфраструктуры от инвестора, а софинансировать эти мероприятия наравне с ним.
— Имеющиеся проблемы в сфере транспорта и логистики мы как раз и планируем обсудить в ходе нашей конференции «Перспективы развития взаимосвязей транспортно-логистических узлов Сибири с другими транспортными узлами России» в рамках форума, — подчеркивает Сергей Максимов.
НА ЗАМЕТКУ
Новосибирск — опорная точка для транспортно-логистической сети, обслуживающей порядка 12 — 14 миллионов человек.