Как наполняются молочные реки
В селе Зюзя с частных подворий на приемный пункт за май поступило 24 тонны молока
Село Зюзя просыпается рано. К семи часам коровы уже подоены и отправлены на выпаса, а еще через полчаса открывает свои двери пункт приемки молока. Сдатчики — кто на машине, кто на мотоцикле, кто на тракторе — везут сюда молоко утренней дойки.
Ферма в каждом дворе
— Село у нас испокон веков хорошее, рабочее, — с гордостью рассказывает приемщица Галина Токарева. — Я тут начинала на маслозаводе работать. Не поверите: каждый день до 16 тонн молока принимали — с совхозных ферм и от населения. По десять фляг сливок в город отправляли.
Сейчас в ООО «Зюзинское» такого молока нет, а значит, нет и той зарплаты, которую имели работники совхоза. Но люди не сидят без дела, люди заводят фермы на собственном подворье. И хотя официально фермер здесь один — Денис Биянов, у него 28 дойных коров. Остальные тоже вносят свой существенный вклад в «молочные реки». По несколько коров держат семьи Вологжаниных, Кудзиевых, Ивановых, да, собственно, у большинства по две-три коровы.
За май зюзинцы сдали 24 тонны молока. В летние месяцы, конечно, будет больше. Особенно сдатчики стараются в июне: там надо заработать на горючее для покоса. Сено все заготавливают сами, техника тоже в каждом дворе.
«Кисляка» отродясь не было
Народ прибывает, но Галина Дмитриевна управляется быстро. Вовсю шумит танк-охладитель. Никаких разборок и даже намеков на претензии с той или другой стороны не происходит. Неужели все такие добросовестные сдатчики? По своей природе, оказывается, не все, но регулярными проверками приемщица это качество привила всем односельчанам.
— «Кисляка» у нас отродясь не было, а теперь практически изжили и другие неприятности.
— Это какие?
— Попытки разбавить молоко водой. Продукцию подворий проверяем на плотность, жирность, а не только на кислотность. И сдатчики быстро уяснили: выгоднее сдать шесть литров цельного молока, чем семь разбавленного.
На приемный пункт заглянула ветврач Людмила Николаева. Как уверяет, «на всякий случай», потому что по ее части в Зюзе давно полный порядок:
— Оба стада клинически здоровы. Коровы дважды в год проходят профилактическую проверку. Проводим диагностические исследования, вакцинацию против опасных заболеваний. Так что молочко из Зюзи идет чистое.
Подъехал трактор с четырьмя флягами в тележке. Это с подворья местного фермера. 152 литра за раз, вчера вечером сдал 128. За сутки получилось 18 центнеров.
И себе, и детям
Василий Анатольевич Иванов согласился раскрыть «бухгалтерию» своего подворья. У него 18 голов крупного рогатого скота, три коровы.
— И 48 лет за спиной. Еще немного покручусь, и надо убавлять стадо — тяжело. По доброму-то, оставить бы одну коровку, но ситуация не позволяет.
В семье четыре человека, работает он один, сторожем.
— Дочь и внук живут с нами. Сын, правда, отдельно, но и тому хочется помочь. Живет с семьей в городе, на съемной квартире. Вот и тянемся.
Сейчас сдает молоко на «пастушные» сборы. Отправил в стадо 16 голов своих рогатиков, значит, пастуху надо отдать 2 800 рублей в месяц.
Принимают молоко у населения по девять рублей за литр, но крестьяне не без оснований рассчитывают на подъем цен.
— Детей учим на «молочные» деньги, дома ремонтируем. Больше-то взять неоткуда, — объясняют в Зюзе.
Отстояли доходы
Однако сравнительно недавно возникала ситуация, при которой зюзинцы могли полностью лишиться «молочных» доходов. Девять лет назад в селе был установлен современный модуль для приемки молока. Его сначала арендовал, а в 2008 году выкупил у омского переработчика Куйбышевский молкомбинат «Бараба». Сотрудничество шло нормально, но через пару лет объявились новые «хозяева».
Галина Дмитриевна и сейчас спокойно вспоминать не может:
— Подкатили на иномарках крепкие ребята. Говорят, что по Интернету купили этот модуль и сейчас его увозят. И подруливает автопогрузчик с большущей платформой. Я кричу: «Не дам!», звоню в «Барабу». Те приехали мигом, показывают документы о покупке, а у непрошенных гостей свои бумаги. Потом долго судились. Суд признал собственником «Барабу», но во избежание новых эксцессов предприятие перевезло модуль в другое село.
Однако у разбитого корыта зюзинские сдатчики не остались. Выход нашла сама Галина Токарева. В качестве помещения она предложила свой гараж, прямо на собственном подворье. Молкомбинат выполнил здесь необходимый ремонт, установил оборудование. И теперь каждый день у нее «в гостях» бывает до семидесяти односельчан.