Расчёт за ошибки
Под давлением прокуратуры управляющие компании вынуждены возвращать деньги, незаконно собранные с граждан
Проверяете ли вы чек сразу после оплаты покупок на кассе? Далеко не все имеют такую, порой неплохо окупающую себя привычку. Аналогично с оплатой услуг ЖКХ. Вот только разница в том, что проверить соответствие того, что видят в платежке и в «покупательской корзине», не так просто. А уж вернуть переплаченное за воздух тем более сложно. Но можно.
Активно жить не запретишь
В Сузунском районе прокурорская работа по вопросам ЖКХ, можно сказать, поставлена на поток.
— Мы действуем по запросам граждан: проводим разъяснительную работу, проверяем правомерность деятельности управляющей компании, по ее итогам выносим прокурорские представления, — рассказывает помощник прокурора рабочего поселка Сузун юрист первого класса Ольга Толстопятова.
Возвраты денежных средств за услуги ЖКХ — это, пожалуй, уже постоянная практика. Так, в апреле этого года ООО «Управляющая компания «Сузунское ЖКХ» была вынуждена вернуть гражданам суммы, выплаченные за опломбировку и введение в эксплуатацию приборов учета воды.
— Нам нужно было поменять счетчики на воду, срок службы у них вышел с 2006 года, — рассказывает Раиса Остапова, старшая по дому, где проводились работы, — мы их купили, заменили и вызвали ЖКХ принять. А они нам счет выставили за опломбировку, хотя я точно знаю, что за это денег брать не должны. Счет оплатила, чтобы был факт, так положено, и пошла в прокуратуру с заявлением.
Благо прокуратура в пяти минутах пешего хода, ведь здоровье у Раисы Николаевны уже не то. Но знание — сила, и недаром она сменила уже третье издание ставшего настольной книгой Жилищного кодекса РФ. Прокуратура в этой ситуации нашла нарушения законодательства в действиях управляющей компании и вынесла предписание вернуть незаконно взысканные деньги.
— В прошлом году жильцы этого же дома обратились по поводу дополнительной платы за прочистку канализации в сумме 179 рублей с квартиры, — рассказывает детали еще одной истории Ольга Толстопятова. — Прокурорская проверка показала, что в договоре управления значится графа «непредвиденные работы». Прочистка канализации по формальным признакам относится к этому разряду. В итоге управляющая компания вернула гражданам порядка трех тысяч рублей и подала иск в суд о расторжении договора управления. Прежний договор был расторгнут в порядке мирового соглашения в марте этого года, а жильцы ждут версию нового договора от управляющей компании.
Важный момент, зафиксированный в акте выполненных работ УК, — канализация была забита не из-за засорения ее жильцами, а просто потому, что система нуждается в регулярной прочистке. Особенно это важно, когда в многоквартирный дом не подведена горячая вода — от взаимодействия жира и холодной воды трубы покрываются твердой пленкой. Если бы виновниками засорения оказались жильцы (а такие случаи нередки в практике управляющих компаний: чего они только не находят в качестве «предмета засора» — от носков до котят), то они были бы обязаны оплатить его устранение.
От прокурора — к судье и обратно
— Но это все мелочи, — считает неугомонная Раиса Николаевна Остапова. — Вот с ростом платы за вывоз твердых и жидких бытовых отходов прокуратура нам помочь не захотела, я так считаю. Прокуратура написала ответ по нашей жалобе, что считает рост обоснованным, мы с ней не согласны. Я думаю, что дело управляющей компании нам предложить тарифы, а мы можем и не согласиться.
В Сузуне появился предприниматель, который готов взять на себя вывоз бытовых отходов по практически прежним тарифам, но альтернативы другой управляющей компании с полным комплексом услуг в Сузуне пока нет. А что делать с тарифами на ТБО и ЖБО, жильцы знают — идти в суд.
— Это для всего Сузуна беда — все жужжат, а сделать пока ничего не могут, — говорит Раиса Николаевна. — Но мы уже выигрывали суды после решения прокуратуры о том, что не было нарушения законодательства. В прошлом году мы вернули деньги за начисленную не по договору управления оплату за услуги управления нашим домом. Начисляла управляющая компания как хотела, а в договоре было написано, что оплата должна составлять 10 процентов от оплаты за содержание дома. Из нашего дома 11 человек подали в суд и выиграли. Я вернула около семи тысяч рублей.
А это немалая сумма для пенсионерки. Но, по мнению помощника прокурора Сузунского района Ольги Толстопятовой, иногда граждане не хотят учитывать те требования, которые закон налагает на собственников жилья, и решать вопросы по управлению жильем в той форме, которую требует законодательство.
— Поэтому мы взяли на себя обучающую роль: планируем проводить работу по разъяснению жилищного кодекса, правильному оформлению протоколов общего собрания дома — ведь это основной документ по управлению многоквартирными домами, — завершает свою мысль Ольга Николаевна. Прокурорская консультационная помощь в полной мере развернется во втором полугодии этого года, когда настанет пора планового повышения тарифов за услуги ЖКХ.
КСТАТИ
При содействии прокуратуры жители одного из домов по улице Объединения в Новосибирске вернули 100 тысяч рублей переплаты за горячую воду — управляющая компания совершила ошибку в начислениях. Более полумиллиона рублей вернула жителям многоквартирных домов по решению прокуратуры еще одна управляющая компания за излишне оплаченные коммунальные услуги: опоздав на год с начислениями за химически очищенную воду, она допустила ошибки в расчетах. УК «Регион» использовала неверные данные по количеству проживающих граждан в нескольких домах Калининского района города Новосибирска для своих начислений и обязала платить людей за неполученную ими услугу.