Влияние на результат
Мы еще не начали жить по новым тарифам на жилищно-коммунальные услуги, вступающим в действие с 1 июля 2013 года, а система Федеральной тарифной службы уже рассчитывает их на более отдаленные периоды. Согласно закону ресурсоснабжающие организации (РСО) нашего региона также представляют свои предложения. На днях эти данные были размещены на официальном сайте департамента по тарифам Новосибирской области.
Предложения, от которых еще можно отказаться?
К счастью ли, к несчастью, но в большинстве своем мы не особенно приучены читать документы и следить за их размещением в Интернете. Но наши читатели — члены общественных структур, борющихся за справедливость в сфере ЖКХ, — сделали это и рассказали, что самая «страшная» графа в опубликованной таблице — о росте тарифов второго полугодия 2014 года относительно соответствующего периода 2013 года. Там самое «скромное» предложение указывает на рост 115 процентов, но это единично. В основном от 200 и выше. Особо отличились поставщики тепловой энергии ОАО «СИБЭКО» и ОАО «НГТЭ» — 232,5 и 261,8 процента соответственно.
Проблема тарифов на тепло в Сибири одна из самых социально чувствительных: от двух третей затрат на жилищно-коммунальные услуги идет из кошелька горожан на теплоснабжение жилья. Наверное, поэтому механизм формирования тарифов в этой сфере привлек внимание активистов-правозащитников. Как пояснили редакции специалисты департамента по тарифам Новосибирской области, речь пока идет лишь о предложениях РСО. И далеко не факт, что они будут приняты в таком виде.
Политика сдерживания в действии
Оценку обоснованности цены, перечня и объемов услуг, поставляемых организациями электроэнергетики, по видам регулируемой деятельности будут давать опытные эксперты. Затем сводные предложения департамента о размерах предельных уровней (индексов) тарифов отправят для утверждения в Федеральную службу по тарифам. Как подчеркнула руководитель департамента Наталья Жудикова, «пожелания регулируемых организаций еще не означают повышение тарифов на указанные величины. Правительство Новосибирской области не намерено безоговорочно принимать предложения организаций, поступившие в департамент по тарифам».
Но, как бы ни складывалась ценовая политика, малоимущим жителям при любом уровне повышения тарифов будет оказана соответствующая помощь из бюджетных средств. Справедливости ради стоит признать, что на сегодня власть Новосибирской области сумела удержать тарифы в сфере электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на самом низком уровне в Сибирском федеральном округе.
Законы для всех
Какие факторы говорят о том, что подобный курс будет поддерживаться и впредь?
Во-первых, достаточно резкие заявления Президента России Владимира Путина относительно аппетитов монополистов в сфере ЖКХ. На рабочем совещании по проблемам этой сферы он раскритиковал работу Министерства регионального развития и Федеральной службы по тарифам.
Во-вторых, намерения региональной власти предпринять действия, способствующие стабилизации тарифов, прежде всего на тепло. Не стоит умалять значение и тарифного регулятора — профильной Федеральной службы.
Кроме того, вступил в силу целый ряд законов, которым РСО также будут вынуждены подчиняться, несмотря на то что в Новосибирской области практически все организации, осуществляющие поставку товаров и услуг сфере электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения региона, являются частными. Кстати, таких «частников» в России пока можно пересчитать по пальцам одной руки.
Учет в зачет
В любом случае форма собственности еще не повод для самоуправства, и этот фактор вряд ли можно отнести к препятствующим для реализации стратегических целей местной власти.
Действительной «помехой» может стать вопрос учета — самое слабое место всей экономики страны. Но особенно проявляется он в сфере жилищно-коммунальных услуг. Об этой проблеме — как почти неразрешимой — не раз говорили руководители ТСЖ, потому что никакой критики не выдерживает разница между объемом тепла, выпущенного с ТЭЦ, и полученного, как говорится, «поквартирно». Именно эта разница — вернее, ее ликвидация — и могла бы существенно повлиять на снижение тарифов.
Основной поставщик тепловой энергии и горячей воды для потребителей Новосибирска — ОАО «СИБЭКО», а транспортировкой этих ресурсов занимается ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» (НГТЭ).
Прецедент, случившийся с предшественницей «СИБЭКО» компанией «Сибирьэнерго», в свое время выявил, сколь значим учет производства тепла. Тогда «Сибирьэнерго» предъявила мэрии к оплате дополнительный счет на 616 миллионов рублей якобы за перерасходованное населением тепло. Проверить обоснованность этой претензии было невозможно. Зато последствия конфликта поспособствовали теперь уже неоспоримому факту: сфера ЖКХ настолько политизирована, что сама по себе таит угрозу социальному спокойствию региона.
Так что растущие проценты платежей выглядят удручающе. В том числе и потому, что ожидания потребителей услуг «регулируемых организаций» давно уже не назовешь светлыми.
ФАКТ
Самый крупный производитель тепла в НСО (85 процентов от общего объема) — ОАО «СИБЭКО», а 70 процентов транспортировки тепла г. Новосибирска обеспечивает ОАО «НГТЭ». Физический износ магистральных тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет составляет 148,6 км (47,32 процента от их общей протяженности).