Публичный спрос на бюджетный вопрос
Население имеет полное право участвовать в обсуждении того, как и на что расходовать средства из областной «копилки»
Как расходуется бюджет, интересует всех. Это нормально: мы платим налоги, и нам хочется знать — насколько эффективно эти деньги тратятся? Кто контролирует этот процесс? На вопросы редакции ответила глава органа внешнего государственного финансового контроля — председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена ГОНЧАРОВА.
Кому это интересно
— Рассуждать о том, насколько правильно тратятся средства из бюджета, можно сидя на кухне. Это удобно и не предполагает никакой ответственности. Между тем от активного участия в обсуждении предстоящих бюджетных затрат общественность никто не устранял. Уже несколько лет в регионе практикуются публичные слушания проекта областного бюджета. Находит ли это отклик?
— К сожалению, не такой активный, как хотелось бы, — говорит Елена Гончарова. — Да, так должно быть: граждане платят налоги и должны интересоваться, на что эти деньги идут, но, на мой взгляд, востребованности, публичного спроса на такую информацию еще не сформировано. Население чаще обсуждает какие-то траты со значимыми результатами, но активно в процессе формирования проекта бюджета не участвует. Другое дело депутаты — представители общественных организаций, вот они заинтересованы в обсуждении бюджета, ведь речь идет об исполнении наказов избирателей. А если кто-то и демонстрирует заинтересованность, то ощущения, что кто-то из них действительно посмотрел проект бюджета, проанализировал и захотел узнать, как, что и почему, все равно нет.
И чтобы жители приходили на слушания — такого тоже нет. Жалобы, предложения от граждан в Контрольно-счетную палату, конечно, поступают. Информацию от населения учитываем при проведении плановых проверок.
— Елена Анатольевна, как строится работа Контрольно-счетной палаты, как выбираются объекты для контроля?
— Изначально, когда Контрольно-счетная палата (КСП) создавалась более 14 лет назад, план ее работы утверждали депутаты. В 2012 году КСП впервые план формировала сама. Это связано с изменением законодательства — вступлением в силу федерального закона об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов. Федеральный и областной законы предусматривают возможность депутатов и губернатора участвовать в составлении плана работы КСП: парламентарии дают поручения, обязательные для включения в план, а губернатор может делать запросы, которые рассматриваются коллегией КСП.
В прошлом году в план своей работы мы включили 13 депутатских поручений, они легли в основу деятельности палаты. Всего в нем было 37 мероприятий (проверок, экспертиз, аналитических мероприятий). В ходе каждого проверяется несколько организаций, в общей сложности в 2012 году проведено более 200 таких проверок.
Губернатор своим правом не пользуется, но, я думаю, во многом это вызвано тем, что в региональном правительстве создано собственное контрольное управление, обладающее всей полнотой полномочий в сфере контроля над бюджетными средствами.
Работа над ошибками
— Выходит, система контролируется и снаружи, и внутри. И тем не менее, даже с учетом того, что проверки плановые, знают, что проверять придут, все равно нарушают?
— Есть тому как субъективные, так и объективные причины. Пример — разработка муниципальными образованиями документов территориального планирования. Несмотря на то что сроки выполнения неоднократно сдвигались, многие не успели в них уложиться. Кто-то объясняет, что поздно начали, потому что денег не было. Но я считаю, что у нас не было системы. Судите сами: муниципальные образования при одной и той же численности населения, при соизмеримых площадях заказывают документы территориального планирования, но цена на их разработку в разы отличается. Почему? Только после нашей проверки областной минстрой разработал типовые документы. Но дело не только в отсутствии шаблонов. Почему в восьми районах области к моменту, указанному в федеральном законодательстве — 1 января 2013 года, были все документы готовы, а в некоторых районах к работе даже не приступали? Федеральный законодатель несколько раз отодвигал срок вступления в силу норм Градостроительного кодекса. Это расхолаживает. Думали, и на этот раз отодвинут. Отодвинули, но для городских поселений только до 1 апреля. В результате лишь 50 процентов муниципальных образований к новому сроку полностью подготовили документы. Остальные, не имея на руках генпланов, не могут ни переводить земли из одной категории в другую, ни давать разрешения на строительство.
Как вы понимаете, результативность наших проверок видится не только в том, чтобы найти нарушения. Мы выявляем системные ошибки, следствием которых становятся нарушения. К примеру, мы хотим посмотреть, каким образом бюджетные учреждения используют недвижимое имущество, закрепленное за ними. Мы делаем выборку — несколько учреждений в сфере здравоохранения, образования, службы занятости, культуры — и на основании проверок делаем выводы.
— А можно конкретнее?
— После передачи на областной уровень сети федеральных учреждений профессионального образования мы провели проверку и обнаружили, что на закрепленных за ними земельных участках располагаются автостоянки. Причем доходы от внебюджетной деятельности нигде не были показаны, но деньги исправно собирались. Помещения передавались в пользование различным организациям, а затраты по их содержанию продолжал нести бюджет. В общежитиях проживали кто угодно, а не только преподаватели и студенты. Многие из них не платили за проживание, не возмещали стоимость коммунальных услуг — все это оплачивалось за счет бюджетных средств на содержание общежития. По всем нарушениям были приняты меры. Но не всегда с нарушителями удается все решить миром, приходится решать дело через суд.
По следам проверок
— О том, что организация устранила нарушения, она должна сообщать КСП?
— После проверки мы пишем представление, в котором перечисляем все установленные нарушения. Предлагаем пересмотреть договоры, взыскать неустойку, предъявить штрафные санкции, привлечь к ответственности виновных лиц. Наше представление обязаны рассмотреть в течение месяца, проинформировать КСП о том, что сделано, и подтвердить факт устранения нарушений документально. Но периодически — одну-две проверки в год — мы проводим именно по устранению нарушений.
— А если ваше представление не возымело действия?
— Права предъявлять иски в интересах субъекта у нас нет, но по нашим материалам иски подают соответствующие органы. В прошлом году органы прокуратуры подали 13 таких исков. Так, в 2008 году мы проверяли использование бюджетных средств на ремонт библиотек. В новосибирской спецбиблиотеке для слепых и слабовидящих должны были провести капитальный ремонт, средства на него были выделены областному управлению капитального строительства (УКС). Когда мы вышли проверять в конце года, как идут ремонтные работы, увидели там полную разруху. Было очевидно, что в указанные в договоре сроки подрядчик не уложится. Мы посоветовали ускориться, в противном случае невыполнение работ должно было грозить подрядчику потерей средств. Однако в 2009 году мы обнаружили, что ремонт так и не выполнен, но, несмотря на это, УКС закрыло акты выполненных работ и перечислило остаток денежных средств подрядчику. Тот обещал довести ремонт до конца, но просто исчез с деньгами. В прошлом году мы снова вышли туда на проверку и обнаружили, что все как было, так и осталось: нет системы кондиционирования, протекает крыша. Между тем в библиотеке находятся очень дорогие уникальные экземпляры спецкниг. В отношении директора УКС было возбуждено уголовное дело. Библиотека подала иск к недобросовестному подрядчику, и суд принял решение о возмещении средств, но найти ответчика судебные приставы так и не смогли. И тогда мы предложили областному минкультуры вести процессы параллельно — ремонт в любом случае нужно завершить, попытаться вернуть деньги и найти виновных. Нельзя пострадавших наказывать еще раз. И в прошлом году при рассмотрении бюджета на 2013 год деньги на завершение ремонта были предусмотрены.
БЛИЦОПРОС
— Какое событие за последнее время вас особенно впечатлило?
— Из профессиональной области — принятие федерального закона об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов.
— Какие качества вы цените в людях?
— Мне нравятся люди цельные, которые знают, чего хотят, как этого достичь, и несут ответственность за свои слова и действия. Ценю в человеке его стремление развиваться, тренировать мозг, овладевать новыми знаниями, и не только в профессии. Для женщины важное качество — доброта.
— Какое у вас увлечение?
— Я активно занимаюсь спортом — фитнесом, йогой, плаванием, утром обязательно физкультура, зимой — коньки, мы выезжаем на стадион «Локомотив». Моя семья это увлечение со мной разделяет. Я считаю, что спорт — тоже элемент культуры. А выделить время на тренировку — вопрос планирования и дисциплины. И что очень важно: мы, к сожалению, не приучены относиться к своему телу как к собственности, потребляемому ресурсу, который требует вложений. Занятия спортом — наши инвестиции в собственный организм.
КСТАТИ
По итогам первого квартала 2013 года Контрольно-счетная палата Новосибирской области завершила мониторинг тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По результатам проведенного анализа эксперты палаты сделали вывод, что действующие на территории области тарифы изменялись на основании закона. Но предварительно можно сказать, что если бы в начале 2013 года губернатором не было приостановлено действие новых нормативов потребления, то в ряде муниципальных образований рост платы за услуги ЖКХ составил бы до 80 процентов.