USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не учиться не получится

Марина КРАСНОВА
Фото с сайта www.allday.ru
Фото с сайта www.allday.ru

При выборе профессии целесообразна консультация психолога, но главное — прислушаться к себе

Говорят, чтобы найти идеальную для себя работу, нужно вспомнить, чем вы любили заниматься в детстве. Это утверждение из жанра «кухонной» психологии, но если нет возможности посоветоваться со специалистом, то хотя бы так стоит попытаться обнаружить свои истинные желания и умения, считает психолог Виктория ТАРКОВА. Являясь заместителем директора областного Центра развития профессиональной карьеры, она объясняет профессионалам будущим и заблудившимся, как найти любимую работу и построить карьеру мечты. Наш разговор о том, какие тренды рисуют картину современного рынка труда и есть ли секрет успеха, применимый для любой профессии.

Профессионалы в тупике
— Виктория Владимировна, вы занимаетесь своеобразным и, в общем-то, удивительным делом — помогаете другим найти свою профессию…

— В свое время я поменяла вид деятельности практически в противоположную сторону. Ранее я работала инженером-строителем: для этой профессии важны логическое мышление, пространственное воображение. Контакт на работе в основном с техникой — выполняешь работу за компьютером. Потом поняла, что мои способности и интересы лежат в другой плоскости. Для работы психолога очень важно умение сопереживать, налаживать эмоциональный контакт с человеком. Что касается специализации — консультирование в поиске работы, выявление профессиональных навыков и способностей, то эта тема мне очень близка. Я и сама пережила «профессиональный тупик».

— Это особый термин психологов?

— Нет, скорее метафора. «Профессиональный тупик» — это образное название кризиса. Вообще, кризис переводится как «великая опасность», но также и как «великая возможность». С переходом на новую ступень, со сменой социальных ролей переживание этого состояния неизбежно. Кризисы могут быть плановыми как на работе, так и в жизни в целом: молодой специалист становится опытным работником, получает статус наставника и, в конце концов, выходит на пенсию.

Но бывают такие моменты, когда человек начинает ощущать, что его ожидания по поводу своей карьеры и места в жизни наталкиваются на реальность и не совпадают с ней. При этом недовольство может быть связано не с профессией в целом, а, например, с конкретным коллективом или заработной платой. О «профессиональном тупике» можно говорить, если человек испытывает эмоциональное истощение на протяжении трех месяцев, теряет интерес к труду и его результатам, не чувствует личной значимости.

Дело всей жизни
— Можно ли в принципе обойтись без переживаний по поводу значимости своей работы? И возможно ли в 17 лет выбрать профессию раз и навсегда?

— Безусловно, саморефлексия закономерна. Человек, удовлетворив свои базовые потребности, начинает думать о том, кто он, каков он как профессионал, ценят ли его окружающие. И тут все очень индивидуально: кто-то действительно в 17 лет выбирает профессию всей жизни, а кто-то, пройдя значительный путь в одной сфере, хорошо подумав, лет в 50 меняет все и становится успешным профессионалом совсем в другой отрасли, работая там до глубокой старости.

Максимум, что я видела, — это семь высших образований у одного человека. Но тут не смена работ, а, скорее, образование как специфический вид деятельности, бесконечное шлифование знаний.

Чтобы войти в профессию, надо сформировать призму, через которую можно смотреть на нее и оценивать ее результаты. Для этого надо наработать опыт, узнать плюсы и минусы. Это тоже индивидуально, но в среднем занимает, по моим оценкам, не менее трех лет.

— Значит, понять, что будет делом всей жизни, в 17 лет все-таки возможно…

— Я бы сказала, что выбрать один раз на всю жизнь работу сейчас сложно, даже нереалистично, а не повышать квалификацию — вообще утопия. Те, кто думают: «Скорей бы закончить вуз и больше не учиться», заблуждаются. Тренд рынка труда, который будет сохраняться и усиливаться, — смена циклов: обучение — работа, обучение — работа.

Важна готовность к профессиональной мобильности во всех отношениях: переезды, командировки, перестройка структуры организации и освоение новых профессий.

— Какие качества пригодятся в будущем на любой работе?

— Развитые коммуникативные способности быстрее всего ведут к успеху. Если человек хочет добиться результата, то ему пригодится умение доносить свои мысли до окружающих и вовлекать коллег в собственные проекты. Сейчас рынок труда парадоксален, хаотичен, не имеет универсальных рецептов успеха. Нашу реальность невозможно описать простыми схемами типа: больше работаешь — больше получаешь, востребованная профессия — выгодная работа. Прекрасное образование не гарантирует быстрого продвижения по служебной лестнице.

На первый план выходит креативность, потому что в любой профессии сейчас можно наблюдать взрыв сложности. Человеку дают задание, но как его выполнять, не объясняют, а за результат он отвечает полностью. Умение ориентироваться в сложных ситуациях обеспечивает его карьерный рост. В связи с этим, кстати, повышается уровень стресса — неопределенность тяготит. Стрессоустойчивость — это психическая характеристика, которая слабо поддается коррекции. Так что, выбирая работу, нужно хорошо подумать и взвесить множество нюансов.

Молодые герои
— Вы много работаете со школьниками, молодежью. На ваш взгляд, они готовы принять такие правила рабочего мира?

— Молодежи присущи «героическое» мышление и гибкость. Однако они ждут лучшего, не просчитывая риски. Влияет общественное мнение: все хотят быть большими начальниками, ездить на крутых машинах и много зарабатывать. Мы мягко работаем с этим стереотипом: важно построить картину реальных перспектив на ближайшие лет десять, найти истинные цели. Есть такое сравнение: жизнь как корабль, у которого нет попутного ветра, если нет цели.

Конечно, сама жизнь может внести коррективы в любой план, но его наличие очень хорошая мотивация. Негативная тенденция состоит в том, что слишком много влияния молодые люди приписывают внешней среде: например, работу не найти из-за отсутствия опыта. Снимать с себя ответственность непродуктивно. «Что могу сделать лично я в этих обстоятельствах? С чего самого простого я могу начать прямо сегодня?» — такие вопросы нужно задавать себе постоянно.

— На какие вопросы нужно ответить, чтобы выбрать профессию?

— В первую очередь человеку следует понять, в какой плоскости расположены его способности, задатки, которые можно развить. Тут помощь психолога очень уместна. После этого выбрать сферу интересов: где для тебя настоящий кайф, драйв и удовольствие?

Безусловно, стоит изучить перспективный рынок труда. Если говорить о Новосибирской области, то здесь взят курс на развитие промышленно-индустриального кластера. Будут востребованы инженеры, технологи, высококвалифицированные рабочие.

— Получается, сейчас выгодно выбрать узкую техническую специальность?

— Разумно четко обозначить для себя сферу будущей деятельности, быть в чем-то настоящим специалистом. Вообще, в нынешнем образовании много конъюнктурности. Любая специальность со словом «управление» в названии имеет успех у абитуриентов и их родителей. Но в 22 года человек еще не состоялся, в нем много максимализма, а опыта мало. Вряд ли кто-то доверит серьезную сферу управления молодому человеку без опыта. Так что лучше получить профессию практически применимую, а потом обучиться искусству управления.

БЛИЦОПРОС
— Какое событие в последнее время вас потрясло?

— Меня регулярно что-то удивляет. Наверное, последнее, что меня впечатлило, книга Михая Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания». Она о том состоянии, когда живешь жизнь полностью включенным в непрерывный поток деятельности, которая доставляет тебе удовольствие. Именно в этом состоянии человек может творить, создавать новое, быть удовлетворенным и полезным окружающим.

— У вас есть хобби?

— Мне нравится заниматься гештальт-терапией. Так что я счастливый человек, моя дополнительная работа — это мое хобби.

— У вас есть девиз?

— Быть в своей жизни главным режиссером!

ФАКТ
С целью создания эффективной системы профессионального образования в Новосибирской области действует комплексная региональная программа развития профобразования, рассчитанная на 2011 — 2015 годы