USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кто хозяин дороги?

Подготовила Марианна ДАНИЛОВА
Через три-четыре года  в основном проблема внутрипоселковых дорог в области будет снята. Фото Георгия ЛЕСНОГО
Через три-четыре года в основном проблема внутрипоселковых дорог в области будет снята. Фото Георгия ЛЕСНОГО

Процесс оформления в муниципальную собственность «ничейных» внутрипоселенческих дорог и дорог между населенными пунктами необходимо упрощать. Это поможет активизировать строительство автодорожной сети области, считает депутат Законодательного собрания Александр БАРСУКОВ.

Нюансы как тормоз
Дорога жизни — так без всякого преувеличения принято называть сельские трассы, соединяющие отдаленные населенные пункты с районными центрами, а значит — с больницами, школами, социальными и прочими жизненно важными службами. Однако в селе Первомайское Новокремлёвского муниципального образования Коченёвского района эта дорога пока больше напоминает пунктирную линию.

— На подъездах к Первомайскому трехкилометровый участок и вовсе превращается для ста местных жителей, в том числе школьников и пенсионеров, в настоящее бездорожье. В весеннюю распутицу или даже просто в дождливую погоду проехать здесь под силу разве что вездесущему трактору. Такая картина, к сожалению, знакома многим сельским муниципалитетам, — констатирует Александр Барсуков, представляющий интересы жителей округа № 10, в который входят Коченёвский и часть Чулымского района.

Однако, как оказалось, быть построенной первомайской дороге суждено еще достаточно не скоро. И дело даже не столько в деньгах. Решение проблем строительства и ремонта внутримуниципальных дорог сегодня в нашем регионе явно сдвинулось с места. Но попасть в региональные дорожные программы многим сельским территориям мешают нюансы. К примеру, та же дорога на Первомайское сегодня фактически… ничья. Она не находится на балансе Территориального управления автодорог , не принадлежит муниципальному образованию. Так что, прежде чем доводить трассу до ума, необходимо поставить ее на баланс муниципального образования, чтобы на дорогу могли законно выделять областные деньги. Определится хозяин — он и должен будет заботиться о состоянии дороги, выступать заказчиком работ, оформлять документацию и так далее.

Меньше срок — скатертью дорога
В настоящее время муниципальное образование оформляет эту дорогу в собственность, но процесс затягивается по объективным и субъективным причинам. На федеральном законодательном уровне постановка вопроса обозначена давно — есть законы и положения, на основании которых проводят процедуры оформления. И там, где принимать дорожные объекты в собственность начали загодя, работы уже ведутся, а значит, жители вскоре получат долгожданные беспроблемные подъезды. Но местная власть столь предусмотрительна и расторопна далеко не везде. Ее, конечно, во многом можно понять — слишком многое сегодня лежит на плечах управления муниципального уровня. Приходится брать инициативу в свои руки депутатам, представляющим интересы сельских территорий.

Но даже при высокой активности сторон процесс оформления дорожного участка тянется не менее полутора лет — таково действующее федеральное законодательство, по букве которого нужно обязательно объявить дорогу бесхозной, а для этого на нее никто не должен предъявить претензии в течение года. Только в этом случае дорогу признают бесхозной, ставят на баланс муниципалитета, затем заказывают проектную документацию, и после этого ее можно будет ремонтировать, поясняет Александр Барсуков. К этому нюансу нередко примешиваются вопросы различных форм собственности земельных участков под дорогой. Ведь прямо по ней может пролегать чье-то частное владение, переоформление которого, переговоры с его владельцем, порой выставляющим неоправданно высокие требования, тоже отнимают время. Такая ситуация типична для многих муниципальных образований области.

— Чтобы устранить эти пробелы, нужно изменение федерального закона. К примеру, для признания дороги бесхозной необходимо определить другой срок для ожидания возможных притязаний — не год, а хотя бы полгода. Нам, депутатам, нужно инициировать такую поправку. Не думаю, что для признания дороги ничьей нужно ждать целый год — если законные притязания есть, собственник заявит о них гораздо быстрее, — сказал Александр Барсуков.

Жалобы есть, но дело движется
Такой, казалось бы, небольшой шаг, как сокращение срока, сделает большое дело для многих сельских жителей, уверен депутат. Ведь актуальность проблемы подтверждают постоянные обращения граждан по дорожным вопросам на личных депутатских приемах. Только на двух последних встречах с избирателями Александр Барсуков рассмотрел целый ряд таких вопросов: три поступили из Коченёвского района, еще два — из Чулымского. Ремонта требуют и трехкилометровый подъездной участок к поселку Семёновский Коченёвского района, и важнейший участок дороги Шайдурово — Базово, обеспечивающий выход из Чулымского района на юг, на Ордынское направление. Эти и многие другие дороги в планах стоят, по многим необходимо определиться с собственником.

— Несмотря на то что обращений по внутрипоселковым дорогам пока достаточно много, актуальность этой проблемы не позволяет отодвигать ее на задний план, и она решается сегодня в области хорошими темпами. Уже несколько лет подряд большие средства выделяются именно на дороги по поселениям. По Коченёвскому району в прошлом году было выделено 37 миллионов рублей непосредственно на дороги по селам, в этом году на эти цели планируется выделить 60 миллионов рублей. Если так и продолжится, думаю, через три-четыре года в основном проблема внутрипоселковых дорог в области в целом будет снята, — дал прогноз Александр Барсуков. — Тем не менее я как депутат уверен: мы должны больше средств пускать на решение бытовых и инфраструктурных вопросов села, чтобы создать там достойные условия проживания.

ЦИФРА
В 2012 году отремонтировано (в том числе и капитально) 236,7 км автомобильных дорог областного значения

Фотографии статьи
Актуальность проблемы подтверждают постоянные обращения граждан по дорожным вопросам на личных депутатских приемах. Фото Георгия ЛЕСНОГО