Капитальный подход
Строительная программа Новосибирской области ежегодно «прирастает» на миллиарды рублей
Весна — период старта активного сезона строительства, хотя при современных технологиях этот процесс стал практически круглогодичным. Каких капитальных объектов ждать жителям области в ближайшее время и какие правила действуют в этом сегменте рынка, нам рассказали начальник управления архитектуры и строительства министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области Ирина БОКОВА и директор управления капитального строительства (УКС) Новосибирской области Виталий ВАСИЛЬЕВ.
Нельзя экономить на «мелочах»
— Каковы объемы у социальной части строительной программы региона и какую долю в ней занимают новые капитальные объекты?
И.Б.: Программа ежегодно увеличивается, и весьма существенно: в 2011 году она составляла более 11,6 миллиарда рублей, в прошлом — уже 15,6 миллиарда, а в 2013-м объем ассигнований достигнет 17 миллиардов рублей. Из этой суммы около семи миллиардов рублей составят средства на новое капстроительство. Существенную долю нового строительства составят объекты спортивного назначения и здравоохранения, что является отражением реальных потребностей людей, живущих в районах области.
Так, на перспективу до 2015 года запланировано строительство 124 объектов социально-культурного назначения по таким программам, как «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения», «Развитие физической культуры и спорта», «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов», «Строительство и реконструкция объектов образования», «Культура Новосибирской области».
В 2013 году УКС как заказчик введет в эксплуатацию 20 объектов капитального строительства. Один из ключевых — Государственный концертный зал в Новосибирске — в настоящее время готов к вводу (это первая очередь первого этапа реализации проекта).
Кроме того, планируется завершение строительства ряда объектов, заказчиками которых являются муниципальные районы: это центральные районные больницы в Краснозёрском, Ордынском, Северном, пристройка к школе № 3 в Тогучине, образовательный комплекс в Новолуговом, культурно-образовательный комплекс в Чанах.
Хочу отметить, что, несмотря на обозначенные сроки действия в три или пять лет, программы — это не догма, а механизм, который может дополняться и корректироваться, конечно, в пределах разумного.
В.В.: В 2013 году вслед за бассейном в Сузуне и крытым Ледовым дворцом в Татарске, строительство которых завершено, будут введены в строй спортивные комплексы (залы) в Венгерово, Кыштовке, Болотном и Кочках, ледовые дворцы в Краснообске, Кудряшах и на улице Тюленина в Новосибирске. Появятся бассейны в Купино и Северном. Немало новоселий ожидается и в сфере здравоохранения — центральные районные и детские больницы, новые корпуса и многое другое.
— Насколько долог путь от желания района построить новое учреждение до его открытия?
И.Б.: Инициаторами включения объектов в программы могут быть муниципальные районы, Законодательное собрание области, а также министерства и департаменты регионального правительства. Заявки рассматриваются, после чего в случае одобрения включаются в долгосрочную или ведомственную целевую программу, а вопрос о внесении финансовых изменений в программы выносится на сессию Заксобрания. И вот когда этот этап планирования и согласований пройден, в дело вступает УКС.
В.В.: Составление «дорожной карты» нового строительного объекта — процесс сложный и многовекторный. Первым делом необходимо юридически закрепить земельный участок либо за застройщиком, либо за областью. Вторым этапом является подготовка к проектированию: составление технологического задания, в котором указаны все параметры объекта — количество и размер помещений, оборудование, которое там должно быть, и много-много «мелочей», на самом деле очень важных. Готовится конкурсная документация и размещается заказ на проектно-изыскательские работы.
Параллельно с этим идет запрос на получение технических условий и подготовку договоров технологического присоединения воды, электроэнергии, газа и так далее. Потом осуществляется экспертиза проекта, на которую по нормативам отводится до двух месяцев, после чего разрабатывается рабочая документация на объект и — завершающий этап — готовится конкурсная документация на проведение строительно-монтажных работ. Затем открытые торги и заключение контракта с победителем — все, можно начинать строить.
— Мягко говоря, процедуры сложные и длительные... Сколько времени в среднем они занимают?
В.В.: От года до полутора, но иначе сейчас нельзя. Если какой-то этап проскочим, сэкономим время, то практически гарантированно получим существенную затяжку по времени строительства, порой вплоть до остановки работ.
— Ирина Викторовна, проблемы с подрядчиками существуют повсеместно. У региона по-прежнему нет рычагов, чтобы обезопасить себя, хотя бы в отношении социальных, особо важных объектов?
И.Б.: Рычаги найти сложно, пока действует Федеральный закон № 94-ФЗ, предусматривающий открытый электронный аукцион с базовым условием — понижение цены. Есть верная примета: если стартовая цена лота была сбита на 25 — 30 процентов, то с огромной долей вероятности на этом объекте возникнут проблемы.
Давно уже идут дискуссии о введении конкурсов из двух этапов, где на первой стадии идет отбор реальных строительных организаций, обладающих оборотными средствами, техникой, людьми, определенной репутацией. Но пока нередки ситуации, когда аукционы идут вслепую — с победителем знакомимся позже.
Однако сегодня мы работаем в том правовом поле, которое существует, и ожидаем начала работы федеральной контрактной системы в сфере госзакупок. Недавно принятый Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступает в силу с 1 января 2014 года и заменит действующий 94-й закон. Он должен повысить требования к участникам системы закупок и, в частности, снизить риск возникновения таких проблем, как демпинг и незащищенность заказчиков от недобросовестных поставщиков и фирм-однодневок.
Энергетики не успевают за строителями
— Виталий Владиславович, вы упомянули спортобъекты в Сузуне и Татарске, которые фактически были построены еще прошлой осенью. Почему произошла такая задержка?
В.В.: Энергетики не всегда и не везде успевают за строителями. Бассейн готов, вода в чашу налита, а эксплуатировать нельзя — нет энергопитания по постоянной схеме. До сузунского бассейна, который был полностью готов к вводу в конце октября прошлого года, региональные электросети «добрались» только 20 марта.
Сейчас вот в Кудряшах стоит практически готовый к вводу Ледовый дворец. Мы «запитались» по временной схеме от мощностей одного из местных коммерческих предприятий: наморозили лед, запустили и отрегулировали системы вентиляции, кондиционирования, отработали прочие аспекты, но официально запустим объект не раньше июня. Такова реальность, с этим приходится считаться.
И.В.: В продолжение энергетической темы отмечу важность возведения подстанции «Академическая-2» в Академгородке. В конце прошлого года правительством области была утверждена долгосрочная целевая программа (до 2017 года) развития Советского района и научных центров СО РАН и СО РАМН, на реализацию которой будут выделены миллиарды рублей. Там только объектов капстроительства запланировано на 6,5 миллиарда рублей. Поэтому новые энергетические мощности просто необходимы области и Академгородку.
ФАКТ
Объемы ввода жилья в Новосибирской области за последние 7 лет превышают среднероссийские показатели