USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Май, мир, джаз

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Анастасии ЯКИШИНОЙ
Фото Анастасии ЯКИШИНОЙ

У этого филармонического коллектива существует фан-клуб в США, есть поклонники в Европе и даже в Африке, но в преддверии Первомая он представил на суд новосибирцев программу, которая по-особому понятна лишь россиянам

Это был необычный концерт филармонического джаз-оркестра «Сибирский диксиленд». Назывался он бодро — «Апрельские тезисы», и афиша обещала усладить наш слух не какими-нибудь нью-орлеанскими изысками, а песнями и маршами революционных и военных лет.

Летайте самолетами «Аэрофлота»?
…И игра началась — озорная, азартная, как сейчас сказали бы, интерактивная. В нее одновременно были включены музыканты, надевшие пионерские галстуки, благожелательный и влюбленный в их искусство зрительный зал, а также совершенно необыкновенный конферансье — значительный, с военной выправкой гражданин в костюме ответственного работника среднего звена или булгаковско-зощенковского управдома 30-х годов: белая полувоенная рубашка под ремень, сапоги и неизменная папочка с бумагами под мышкой.

Дружно вспоминали прошлое. Именно дружно — без большой ностальгии, но и без стеба надо всем и вся. С достоинством, интеллигентно, по мудрому принципу «Из песни слова не выкинешь». Александр Грабовский — это он был конферансье — остроумно комментировал номера и без пристрастия, с легкой иронией — день сегодняшний и день вчерашний. Публика смеялась, с энтузиазмом, как на детском утреннике, заканчивала начатые ведущим фразы. А это были лозунги и слоганы советских времен. Например: «Май, мир…» — «…Тру-у-уд!», «Летайте самолетами…» — «...Аэрофлота!», «Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил…» — «Есть!» Кое в чем слушатели изредка путались — жизнь идет… Но по-прежнему хороши были песни, марши — некоторые на самом деле уже почти столетней давности — в исполнении таких классных музыкантов, как наш диксиленд.

Для того чтобы обозначить для непосвященных их уровень, лишь один факт из творческой биографии джаз-оркестра, который нынешней осенью отметит свое 25-летие. В 2001 году они были приглашены на престижный американский джазовый фестиваль Costa Mesa Orange Countu Classic Jazz Festival, среди участников которого впервые был представлен иностранный коллектив. Успех музыкантов из Новосибирска превзошел все ожидания: «Сибирский диксиленд» был назван в тройке лучших коммерческих диксилендов в США, а его поклонники создали в Америке фан-клуб. С тех пор «Сибирский диксиленд» регулярно приглашается на этот фестиваль. Как, впрочем, и до этого на многие, самые престижные, другие — в Голландию, Германию, Норвегию, Финляндию и т. д.

Наш разговор с художественным руководителем «Сибирского диксиленда» заслуженным артистом России Сергеем ГЕРШЕНОВИЧЕМ начался, конечно же, с обсуждения концерта.

— Я, честно говоря, боялся за форму пионерскую, в которой мы вышли на сцену. Но, считаю, она «выстрелила», сработала на замысел. Действительно, как-то не пафосно и не как в документальном кино, а эмоционально, через музыку и Сашин конферанс повспоминали нашу историю. Которую, я считаю, надо чтить и уважать — это наше общее прошлое. А я так прямо детство вспомнил… Кстати, очень много было зрителей не наших, не тех, что ходят на джазовые концерты. Я ведь многих знаю в лицо, потому что обычно общаюсь с залом, считаю, что с залом должен быть не только музыкальный диалог. И это хорошо, что пришли новые люди. Многие из них благодарили, говорят, будем теперь ходить и на другие ваши выступления.

Дальше — больше
— Сергей Борисович, я слышала, что на исполнение таких неформатных для джаза песен вас сподвигли американцы?

— Да, на первых гастролях в Лос-Анджелесе к нам, что называется, прицепился один глубоко пожилой джентльмен, который ходил на все наши концерты, а потом однажды и музицировал с нами — он играл на русской домре. Вот с его легкой руки мы и исполнили впервые «Темную ночь». Потом Боря (создатель коллектива Борис Балахнин, умерший в 2008 году. — Авт.) сделал ее в жанре баллады. Дальше больше: мы сделали аранжировки «Песни военных корреспондентов», песен «Валенки», «У Черного моря»…

— В истории диксиленда гораздо больше зарубежных гастролей, чем по России. Почему?

— Вовсе не потому, что нам ой как хочется за рубеж! Да это зарубежье — оно мне уже надоело. Я весь мир объездил, пожалуй, не был только в Австралии. Мы ездим туда не кайфануть от заграницы, нам нужно набираться опыта, играть с другими музыкантами. Пусть это будут немцы, голландцы, поляки. Кстати, у поляков шикарные, богатые аранжировки… Ну а американцы — это школа джаза. Там у любого — даже пионера джаза — есть чему учиться. Для нас опыт и общение на первом месте. Иначе зачем мы нужны, если будем играть только для новосибирской публики. Там тоже должны знать, чего мы стоим. А если еще в газете появится рецензия — вот, мол, приехали из Новосибирска прекрасные музыканты, разве это не престижно для нашего города?

— Вчера вы были в Каргате и Убинке...

— Это, как говорится, святое: давали концерты в детской музыкальной школе и школе искусств. Мы же областная филармония, гастроли по области — наша главная задача.

«Валенки» для африканских красавиц
— А что это была за поездка в Африку, в Алжир?

— 2011 год вообще был у нас, что называется, движовый. Сначала — гастроль в Финляндию, где мы за месяц дали 32 концерта. Причем каждый длился от двух до пяти часов. Пахали как черти. Потом нас пригласили в Германию, на фестиваль, посвященный Луи Армстронгу. Только приехали, отдышались, приглашают в Африку: именно «Сибирский диксиленд» выбрали из всех музыкальных коллективов для Дней российской культуры. Кстати, когда исполнили те же «Валенки», женщины молодые в зале с закрытыми по обычаю наполовину лицами — только глаза сверкают — устроили нам такую овацию!.. Нравится им русская музыка!

— Скажите, а провалы у вас случаются?

— Бывало, и не раз, и не два. Не знаю, можно ли это назвать провалами: кто-то где-то не вступил, кто-то что-то забыл, по форме неправильно сыграл… Вот в прошлом году приезжала к нам на SibJazzFest Триша Бутте из Нового Орлеана. Мы играли, блестящий был концерт, но в конце споткнулись на ровном месте. Мы играем, Триша поет — там есть такая тема o love my, и в конце должен был сыграть барабанщик отбивку соло. А он взял и остановился. Пауза. Зрители не знают, аплодировать или что? Тут я говорю: «О! А что это у нас за ерунда получилась?! Давай сначала!» Публика — оп! — аплодисменты: значит, так и надо!.. Сначала мы хотели даже не выкладывать этот концерт на YouTube, а потом вспомнили, как артистично обыгрывают такие моменты американские джазмены, и подумали — пусть!

А вообще, как признался Сергей Гершенович, гораздо больше, чем подобные казусы, его волнует кризис духового искусства в России.

— Сегодня духовиков все меньше и меньше. Так как труд их оплачивается неадекватно, не идут талантливые ребята в профессию. В консерватории, в музыкальном училище их буквально единицы. Вот умрет духовое искусство, и люди забудут, что такое живой звук. Будут слушать минусовки, компьютерную музыку. Я считаю, культура в России сегодня нуждается в более планомерной и щедрой поддержке. Иначе культурная память прервется. А ведь именно она — одна из самых значимых ценностей человеческой жизни. Да вы сами видели на концерте!

Состав джаз-оркестра «Сибирский диксиленд»: заслуженный артист России Сергей Гершенович (труба), заслуженный артист России Игорь Гулый (клавиши, аранжировка), Вадим Добряков (тромбон), Евгений Голованов (саксофон), Денис Костин (туба), Владимир Кирпичев (ударные), Иван Кривцов (банджо). В концерте принимали участие Наталья Васеева (вокал), Олеся Журавкина (вокал).

ФАКТ
В ноябре юбилейной программой в новом концертном зале филармонии «Сибирский диксиленд» отметит свое 25-летие. Накануне состоится большой гастрольный тур по городам России