На речных «дорогах» пробок не будет
Речной флот по большей части зависим от внимания федеральной власти
Великая сибирская река Обь даже в разгар навигации не отличается бурной жизнью: изредка проползет по акватории баржа с песком или щебнем, да прогулочный теплоход «забросит» на остров очередную группу отдыхающих. Складывается впечатление, что столь удобная транспортная артерия используется крайне слабо. Так ли это, мы обсудили со специалистом — главным инженером — первым заместителем руководителя ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» Юрием ХОХЛОВЫМ.
О спаде говорить нельзя
— Юрий Валерьевич, в каком состоянии сегодня находится речной флот Западной Сибири и конкретно Новосибирской области?
— На Оби и ее притоках функционируют два бассейновых управления: Обь-Иртышское и Обское. Зона ответственности нашего управления простирается от Телецкого озера до села Соснино чуть выше Нижневартовска. Всего в соответствии с Перечнем внутренних водных путей РФ у нас 7 245 километров водных путей. Гарантированные габариты установлены для 3 284 километров путей, круглосуточное движение судов осуществляется на 2 036 километрах.
Говорить, что речной флот находится в упадке, нельзя хотя бы потому, что объемы перевозимых грузов постоянно растут. В предкризисном 2008 году по бассейну было перевезено около 10 миллионов тонн, затем, в связи с упадком экономики и строительной отрасли, показатель снизился до 5,5 миллиона тонн, но в последние годы объемы «прирастают» по миллиону тонн — в эту навигацию запланировано перевезти 10,5 миллиона тонн грузов.
Но как неприятный звоночек мы рассматриваем тот факт, что по сравнению с прошлым годом не были увеличены федеральные субсидии на содержание внутренних водных путей. Хотя есть и инфляция, и удорожание горючего, а дополнительного финансирования нет.
— Какой объем грузооборота приходится на Новосибирскую область?
— Стабильно объем перевозок составляет 23 — 27 процентов от общего грузопотока. Помимо крупных судоходных компаний, базирующихся в нашем городе, в период навигации сюда приходят суда Томской судоходной компании, из Обь-Иртышского бассейна. Но основной грузопоток в пределах региона традиционен: песок и песчано-гравийная смесь для строек региона, а также вывоз гравия и щебня в районы Севера. Щебень из новосибирских карьеров имеет высокое качество, поэтому пользуется спросом.
Небыстрый бизнес
— В чем заключаются основные функции Обского бассейнового управления?
— Если говорить на профессиональном языке, то наша основная задача — содержание и обслуживание внутренних водных путей, выставление знаков навигационного ограждения, обеспечение гарантированных габаритов судового хода и предоставление судам лоцийных пособий. Если простыми словами, то мы путейцы, обязанные обеспечить постоянный и безопасный проход по водным путям.
— Юрий Валерьевич, плохое техническое состояние судна может стать, к примеру, поводом для запрета на выход в рейс?
— Ежегодный контроль технического состояния флота осуществляет специализированная организация — Российский речной регистр, и предъявляемые им требования довольно строгие. Поэтому судно в плохом техническом состоянии в рейс не отправится. Но проблема обновления речного флота действительно актуальна, причем для всей России. Очевидно, что если не обновлять флот, то рано или поздно он придет в негодность.
— В чем корень проблемы?
— Речной флот — это отрасль с гигантской стоимостью основных фондов и рентабельностью на уровне 10 — 15 %. Большинство потенциальных инвесторов привыкли к более легким и «быстрым» деньгам. Остается государство, но только федеральный уровень власти, так как водные пути являются федеральной собственностью и регионы часто не заинтересованы вкладывать в то, что им не принадлежит.
Теплоходом — только на дачу или пикник
— Будь такая возможность, регионам было бы интересно вкладывать в развитие речного флота?
— Если точечно, на главных направлениях, то почему нет? Ведь что такое миллион тонн песка и щебня? Это 100 тысяч тяжелых самосвалов, часть из которых неизбежно проедет по дорогам области. Эту часть можно было бы увести на водные пути. Но это раньше речной флот был самым дешевым видом транспорта, сейчас из-за упавшего на плечи судовладельцев груза затрат он сравнялся по стоимости с остальными. Так что речные пути вряд ли уже будут востребованы как прежде.
— О пассажирском водном транспорте в нашем регионе можно забыть? Ведь раньше можно было с ветерком промчаться на «Ракете» от Барнаула до Новосибирска.
— Эти маршруты никогда не были серьезным подспорьем для пассажиров — с автобусами и поездами конкурировать практически невозможно. Насколько мне известно, сейчас в области нет никого, кто бы намеревался делать на это ставку. Из-за вышеперечисленных причин, а также повышенной ответственности и опасности — история с «Булгарией» еще свежа в памяти. Теплоходом можно сплавать на дачу, острова, на корпоративный отдых, но не более того.
СПРАВКА
Развитие судоходства в Западной Сибири было во многом обусловлено началом разработки месторождений нефти и газа в 60-х годах прошлого столетия. Именно по рекам был доставлен гигантский объем материалов, который лег в основу формирования современного нефтегазового комплекса России. Еще в 80-е годы в Обском бассейне ежегодно перевозилось не менее 30 — 32 миллионов тонн народно-хозяйственных грузов.