USD 101.6797 EUR 106.1028
 

Холодный душ запоздалой весны

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Для водителей весенние лужи на дорогах — своеобразный тест на вежливость, для ремонтников — проверка на добросовестность

Ничем не примечательное пасмурное утро враз окрасилось в цвет мутной лужи: на пешеходном переходе водитель роскошного серебристого «Мицубиси», обгоняя притормозивший грузовик, окатил блондинку грязью. Поддал газу и «ушел в точку».

— Он едва не сшиб меня с ног, — говорит женщина. — Правду говорят, на наших дорогах размеры хамства адекватны стоимости автомобиля.

Дело происходило на перекрестке улиц Сибиряков-Гвардейцев и Немировича-Данченко. Водитель иномарки, видимо, раздраженный медлительностью грузовика на повороте, решил его обойти. Не учел, правда, что притормозившая впереди фура пропускает пешеходов.

Сделай женщина еще один шаг по переходу, она неминуемо бы оказалась под колесами бойко вывернувшей из-за грузовика легковушки. Глубокая лужа между трамвайными рельсами и проезжей частью стала причиной заминки в доли секунды — дама искала обходной путь. И в этот момент в эту самую лужу влетела машина. Грязь на одежде — малая жертва утреннего происшествия. И повод вернуться к неизбывной из года в год теме ремонтов дорог.

Неказистое утро года
С одной стороны, оду бы петь ямам да ухабам на городских магистралях — они как «воспитующий» элемент заставляют водителей сбросить скорость. Не всех, правда, смущает перспектива сломанных стоек и колесных дисков.

Своими впечатлениями о первых неделях после схода снега автомобилисты делятся в социальных сетях, заменяя ненормативную лексику многоточием. Случается, приносят извинения обляпанным грязью пешеходам: «Девушка, которую я случайно окатил, простите меня…» Но подобные душевные изъявления от водителей — редкость. И, как выясняется, дело не в уровне воспитанности и культуры тех, кто за рулем. Автомобилисты и сами становятся жертвами грязного «душа». Залитые лобовые стекла и зеркала «ослепляют» движущийся транспорт, повышая риски ДТП.

Главная причина, по мнению водителей, — ямы на дорогах. Лужи на асфальте в апреле коварны. Там, где еще осенью был ровный участок, весной дорога похожа на швейцарский сыр. И улица Сибиряков-Гвардейцев, где произошло «грязное» приключение с несчастной блондинкой, — не исключение. В этом году улица вошла в число запланированных к ремонту дорог. Порядка 52 миллионов рублей из городской казны намерены потратить на латание ям. Кое-где дыры в асфальте уже локализованы. Работы набирают силу по мере потепления.

До 20 мая мэрия предполагает завершить текущий ремонт на всех 290 улицах, намеченных по плану. Это 67 700 квадратных метров дорожного покрытия.

Труднее с капитальным ремонтом. Ежегодно в Новосибирске эту процедуру должны проходить не менее одного миллиона квадратных метров городских дорог. В этом году финансирование позволяет закрыть только половину нормативного объема ремонтов.

Меньше брызг — чище совесть
Новосибирск всегда отличался активностью населяющих его людей. В прошлом году призыв ГИБДД к водителям быть более внимательными на дорогах весной вызвал массовый отклик участников движения. По мнению большинства водителей, в повышенной аварийности и увеличении жалоб забрызганных грязью пешеходов повинны были неудовлетворительное состояние дорожного полотна и нерасторопность ремонтных служб. Нынче автомобилисты поминают «красным» словцом те компании, которые приводили в порядок дороги в прошлом году. Общественный патруль в составе членов автоклубов Новосибирска занялся измерением повреждений: глубина и диаметр луж местами представляются, по мнению народных экспертов, небезопасными для легковых автомобилей. Автопробег в рамках акции «Весенний слалом» если и не открыл ничего нового о состоянии дорог в мегаполисе, то по крайней мере ярко его проиллюстрировал. Фотографии участники патруля передали в ГИБДД.

Усилия общественников и городского управления благоустройства и озеленения мэрии прикладываются в одном направлении: по условиям гарантийного договора подрядчики обязаны за свой счет устранять недочеты. Как сообщает пресс-служба администрации областного центра, в Новосибирске обследовано 70 процентов дорог, находящихся на гарантии. Из 2,8 миллиона квадратных метров около шести тысяч имеют дефекты покрытия. Судя по результатам обследования специалистами ГУБО, положение не столь плачевно и общественники напрасно сгущают краски: «выбраковка» по качеству отремонтированных дорог не превышает 0,2 процента.

По словам начальника отдела строительного контроля МБУ «Управление дорожного строительства» Татьяны Ананьевой, обследование будет продолжено до 1 мая. А до 9 мая планируется устранить все дефекты по гарантийному ремонту. В частности, речь идет об устранении дорожными подрядчиками брака по улицам Фабричной, Фрунзе, Титова, Серафимовича, Зорге, Большой, Петухова, Гоголя, Нарымской, Приморской, Каменской, Северному проезду, Бердскому шоссе и другим.

Гарантийный срок устанавливается в зависимости от вида дорожного ремонта. Если участок дороги выполнен в один слой асфальтобетонного покрытия, гарантия — три года, если дорожное покрытие выполнено в два слоя — пять лет. В этом году проводится мониторинг более 200 участков дорог, отремонтированных в период с 2009 по 2012 год.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Людмила МАЦУК, заведующая сектором научно-исследовательской лаборатории «Контроль качества дорожных одежд и земляного полотна» СГУПС:
— Первоочередные причины разрушений на отремонтированной поверхности — это перепады температур, которые вызывают продольные и поперечные трещины, а также отсутствие ливневых канализаций на некоторых улицах. Причиной разрушений вокруг колодцев является попадание в швы воды, которая весной при низких температурах замерзает и разрушает асфальтобетон.

КСТАТИ
Десятки тонн асфальтобетонной смеси с завода ООО «Дорсиб плюс» ежедневно отпускается городу на латание дорожного полотна. В перечень участков дорог, где будут устранены выбоины, вошли Коммунальный и Димитровский мосты, улицы Большевистская, Котовского, Немировича-Данченко, Краузе, Бердское шоссе, Восход — Зыряновская, Гоголя — Ипподромская, Петухова, Советское шоссе, Тайгинская, Краузе, Софийская, Часовая — Приморская, Шлюзовая, Фрунзе, Семьи Шамшиных, Орджоникидзе, Покрышкина, Ватутина, Сибиряков-Гвардейцев, Мичурина и многие другие.

Фотографии статьи
Инфографики Никиты СЕНАТОРОВА