USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На АЗС с пробиркой

Татьяна РЕШКЕ
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Контрольные закупки с целью проверки качества ГСМ станут регулярными, а широкая огласка в СМИ результатов экспертиз заставит торговцев суррогатом уйти с рынка

Какие меры воздействия будут применять к поставщикам и реализаторам топлива, которые под видом бензина сбывают автомобилистам смеси, способные подорвать «здоровье» даже самой неприхотливой техники? На этот вопрос ответили участники Совета по вопросам потребления топливно-энергетических ресурсов на территории Новосибирской области.

Напомним, в конце марта активисты общественных организаций сделали контрольные закупки дизельного топлива и бензина АИ-92 на нескольких АЗС Новосибирска. Руководитель некоммерческого регионального отделения «Автомотоассоциации России» Владимир Кириллов сообщил тогда, что результаты, выданные сертифицированной лабораторией нефтебазы «Красный Яр», показали: семь из 13 проб не соответствуют требованиям качества, дизельное топливо не проходит по температурным характеристикам, а в бензине в большом количестве присутствуют железо и марганец.

Как заявили инициаторы контрольной закупки, ее цель — обратить внимание ответственных органов на сложившуюся ситуацию. В частности, по мнению Владимира Кириллова, необходимо тщательнее следить за тем, какое топливо поставляется в регион.

Одним — сертификат, другим — «тавро»
Как же выявить производителей некачественного ГСМ? Участники заседания Совета предложили несколько вариантов развития событий.

— Независимые АЗС могут заявить о добровольной сертификации топлива, — заявил Геннадий Панкеев, председатель совета директоров группы компаний «АЗС-Синтез». — При правительстве области нужно создавать комиссию, проводить регулярные проверки на автозаправках. Если установлено, что качество бензина соответствует ГОСТу, АЗС проходит сертификацию. И на автозаправке вывешивается знак, свидетельствующий, что качество топлива здесь гарантировано.

Однако Андрей Шимкив, генеральный директор ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», считает подобную меру неэффективной:

— Такой метод ничего не даст — через неделю «знаки качества» будут висеть на всех автозаправках, — предположил Андрей Шимкив. И предложил свой способ борьбы с нарушителями: — Чем больше информации мы будем доносить до СМИ, тем лучше. Например, можно публиковать черные списки на специальном сайте. Уверяю вас, дня через три про этот сайт узнают все автолюбители, поток машин на станции, попавшие в списки, моментально прекратится.

Было высказано мнение, что имеет смысл запустить оба механизма сразу: и добровольную сертификацию, и внеплановые проверки.

За объективность
Главное — все должно быть по закону, чтобы не возникло обвинений в некорректности, считает Юлия Золотовская, президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ»:

— В инспектировании должны принимать участие все заинтересованные лица: представители независимых АЗС, нефтяных компаний, органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации. Это гарантирует объективность проверок.

Владимир Кириллов добавил, что региону стоит взять на вооружение опыт Казани, где не просто работает комиссия, но создано управление по контролю качества ГСМ — подразделение исполнительной власти, под эгидой которого проводятся проверки. В Новосибирске только предстоит создать такую систему, однако организовывать контрольные закупки топлива можно уже сегодня. Более того, есть смысл устраивать перекрестные проверки и направлять пробы с той или иной АЗС сразу в несколько лабораторий. Если результат подтвердился дважды и трижды, оспорить его будет очень трудно.

Сергей Сёмка, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, согласился с тем, что опыт контрольных закупок нужно продолжать.

— Должно быть доработано и опубликовано положение о добровольной сертификации, — отметил глава регионального минпрома. — Эта система подразумевает под собой добровольную передачу товара на различные испытания.

Что же касается рейда, состоявшегося в марте, Сергей Сёмка предложил направить результаты анализа в Ростехрегулирование, надзорные органы, в компетенции которых разбираться с фактами обмана покупателей и торговлей суррогатом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир КИРИЛЛОВ, руководитель некоммерческого регионального отделения «Автомотоассоциации России»:
— Идея провести проверку дизельного топлива возникла зимой, в те морозные дни, когда 47 процентов техники не вышло на линии. Причиной невыхода автобусов на маршруты могло стать некачественное топливо. Лично для меня последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал такой случай: я купил бензин для детского квадроцикла и оставил на солнце в пятилитровой банке. Спустя неделю в емкости оказалась красная бурда. Это заставило меня всерьез задуматься о качестве топлива, которое нам продают.