USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Искусство удивлять

Татьяна ШИПИЛОВА
Дирижирует Елена Рудзей — художественный руководитель фестиваля «Сибирские сезоны». Фото Михаила ПЕРМИНА
Дирижирует Елена Рудзей — художественный руководитель фестиваля «Сибирские сезоны». Фото Михаила ПЕРМИНА

Звучание китайских музыкальных инструментов, которым три — четыре тысячи лет, и искусство одного из лучших ударников Европы — малая часть программы фестиваля, что проходит в эти дни в Новосибирске

Третий раз в Новосибирске проходит уникальный музыкальный фестиваль — «Сибирские сезоны». Инициированный «Лабораторией новой музыки» как своеобразное современное продолжение «Русских сезонов» знаменитого импресарио Сергея Дягилева, он получил поддержку городского музыкального сообщества, министерства культуры региона и вызвал интерес профессионалов в России и за рубежом.

Когда сложное просто
«Удиви меня!» — этой фразой выражал когда-то эстетическое кредо Дягилев, заложив в свой художественный марафон русского искусства идею сочетания высоких традиций и самого смелого поиска, авангардных решений. В этом «Сибирские сезоны» — самые последовательные его продолжатели. Оттолкнувшись от эстетики творческого объединения «Мир искусства», реализованной в новых художественных жанрах, сибирский форум развивает идею синтеза искусств, культур, различных сфер жизни современного человека. И как пообещали накануне организаторы Международного фестиваля современной музыки, который открылся вчера в большом зале Новосибирской консерватории, в рамках «Сибирских сезонов — 2013» любители искусства увидят различные микст- и медиапроекты, получат возможность раскрыть и оценить многообразие творческих интересов людей XXI века.

По словам Елены Рудзей, дирижера и художественного руководителя фестиваля, тема нынешних пяти фестивальных дней удивительно емкая и одновременно простая:

— Мы сосредоточили свое внимание на таких крупных понятиях, как сибирская композиторская школа и сибирские исполнительские традиции, а также восточная и западная композиторские школы и, соответственно, их техники и исполнительские традиции. Таким образом, программа фестиваля и его концерты будут представлять собой три блока.

Первый блок, заметим, уже прозвучал вчера во всю мощь — это был открывавший фестиваль концерт памяти выдающегося новосибирского композитора Аскольда Мурова. Соратника и ученика Дмитрия Шостаковича, создавшего сибирскую композиторскую школу и написавшего, как говорит Елена Рудзей, невероятное количество потрясающей музыки — 11 симфоний, оперу, кантаты и приложившего в 80-е годы огромные усилия к возрождению такого жанра, как духовные концерты. Именно духовный концерт Мурова № 3 «Утоли мои печали» и стал произведением, открывавшим «Сибирские сезоны — 2013».

Со вторым, так называемым восточным направлением программы новосибирцы познакомятся сегодня: на сцену большого зала консерватории выйдет дирижер Цюй Сян и оркестр национальной музыки Института искусств Шаньдуньского университета (г. Цзинань, Китай). Коллектив по географическому положению вроде бы провинциальный, но, по мнению, экспертов, в плане исполнительского мастерства — один из уникальнейших в мире. Как, впрочем, уникальны и старинные инструменты (им по три — четыре тысячи лет), на которых будут исполняться произведения современных китайских авторов.

Диапазон идей и эмоций
Третье — западное направление программы фестиваля будет не менее экзотичным. А точнее, будет сочетать и классику, и самый оригинальный и эксклюзивный авангард, чему будет отдано два дня. Так, на концерте 24 апреля прозвучит музыка лидеров европейского авангарда: французского композитора Мессиана, его немецкого ученика Штокхаузена и Эрика Уитэкера, композитора 1970 года рождения, живущего в Лондоне. Среди исполнителей, кроме известных новосибирских инструменталистов, в этот вечер на сцене концертного зала «Сибирский» зрители увидят и услышат вокальный ансамбль новосибирского храма в честь иконы Божией матери «Знамение Абалацкая» под управлением Александра Рослякова.

Две всероссийские премьеры подарит любителям музыки заключительный концерт фестиваля. Это — Sprehstucke Орфа для чтеца, говорящего хора и ансамбля ударных инструментов, а также опус Карла Грубера Frankenstein для шансонье и камерного оркестра. Об обоих произведениях надо рассказывать особо, по свежим впечатлениям после концерта, поскольку организаторы предупреждают, что это будет супероригинально и авангардно. В Frankenstein — смешно и страшно одновременно. В этом концерте, кстати, принимает участие гость фестиваля, а можно сказать, его «изюминка» — выдающийся перкуссионист из Германии Дирк Ротсбург, который даст в консерватории мастер-классы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей ШЕБАЛИН, исполнительный директор и дирижер Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны — 2013»:
— Неслучайно «Сибирские сезоны» проводятся в Новосибирске. Наш город, наша земля сибирская — они дают толчок: именно здесь происходит синтез современных культур и искусств XXI века.

Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, министр культуры Новосибирской области:
— Очень многие музыканты с интересом повернулись сегодня к Новосибирску — что там происходит? Потому что у нас прежде не было принято заниматься современной музыкой и пропагандировать ее западные или восточные образцы, как это делают сегодня «Сибирские сезоны». И для Новосибирска, его творческого развития этот возникший интерес очень важен.