Становление местного самоуправления
Новосибирская область в становлении местного самоуправления шла своим путем. И сегодня, по мнению депутатов Законодательного собрания, можно с уверенностью сказать: система во многом состоялась.
Сергей КАНУННИКОВ, фракция КПРФ:
— Становление местного самоуправления у нас в стране началось примерно с начала 1990-х годов, а в 1991 году был принят один из первых законов по его организации. В течение прошедших с тех пор 20 с лишним лет Новосибирская область пережила несколько этапов развития системы местного самоуправления. Изначально мы пошли вразрез с принципами построения системы местного самоуправления в РФ в целом — у нас оно с 1993 — 1994 годов формировалось по поселенческому принципу. На уровне сельсоветов были созданы муниципальные образования в уже существующих территориальных границах, на уровне районов — территориальные органы государственной власти. С 2005 года наш регион один из первых в России включился в реализацию ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». На уровне районов и городов областного значения было сформировано местное самоуправление, проведены соответствующие выборы, муниципалитеты были наделены определенными полномочиями, бюджетами.
Сегодня, с одной стороны, местное самоуправление развивается, но с другой, у нас более 90 процентов из 499 муниципальных образований дотационные. Главы муниципалитетов поселенческого типа не удовлетворены положением дел — у них более 30 полномочий, а на практике денег выделяется на реализацию лишь 7 — 8. Тем не менее местное самоуправление необходимо и актуально — это власть, максимально приближенная к людям, поэтому ее нужно поддерживать и развивать.
Валентин СИЧКАРЁВ, фракция «Единая Россия»:
— Во всем мире, особенно в Европе, жизнь и быт людей исторически складывались на основе местного самоуправления. И процесс этот происходил в условиях серьезных финансовых полномочий местного уровня.
У нас исторически эти процессы идут наоборот. Мы начали дробить централизованное государство, а сейчас пытаемся создать местное самоуправление с определенными финансовыми условиями и полномочиями. Но в глобальном плане у нас еще не работает система, при которой бы все задачи, решение которых возлагается на муниципальный уровень, подкреплялись деньгами в точном объеме. Мы по-прежнему хотим централизовать и контролировать, манипулировать деньгами, «более послушным» давать больше, «менее послушным» — меньше.
Безусловно, впереди еще огромная работа по выстраиванию этой системы — мы просто обречены на ее совершенствование. Иначе мы будем иметь и протестные настроения, и переселенческие тенденции в сельских территориях.
Вячеслав СМАГИН, фракция ЛДПР:
— День местного самоуправления — это самый главный праздник нашего государственного устройства, потому что по Конституции страной управляет народ. Но, к сожалению, из-за того, что у нас монополия на власть у одной партии и по сути отсутствует плюрализм мнений, законы работают избирательно, соответственно, механизм местного самоуправления у нас искаженный и нерабочий. По большому счету вся инициатива должна исходить снизу, в первую очередь при формировании бюджета, который должен составляться с уровня сельских советов.
Управленцы, а также депутаты сельского уровня должны быть людьми подготовленными, должны иметь понимание того, для чего они пришли в политику. А у нас депутатов районных советов люди из отдаленных населенных пунктов порой не видят годами, поэтому народ не верит в ту власть, которая существует, у граждан не воспитывается чувство собственников. Нужно вернуть доверие людей к власти, чтобы каждому стало ясно: своим приходом на избирательный участок, на собрание собственников жилья он сам формирует власть и управляет ей. Тогда, думаю, придет то время, когда этот праздник станет настоящим народным.