Как доехать до Филошенки?
Депутаты Законодательного собрания выступают за то, чтобы региональные целевые программы доходили до каждого жителя области
Городские автомобилисты с радостью обсуждают строительство качественной дороги на Камень-на-Оби и скорое введение в эксплуатацию третьего автомобильного моста через Обь в Новосибирске и при этом ничего не слышали о деревне Филошенка на севере Венгеровского района. По меркам горожан, это край географии. Жители Филошенки, Улуцка, Сибирцево 2-е и прочих сел-деревень района большим региональным дорожным стройкам тоже рады, однако весной и осенью испытывают элементарное и весьма острое желание хотя бы проехать до райцентра, а там по хорошей дороге дальше. Что мешает сделать глубинку круглогодично доступной и сколько времени на это понадобится, пытались выяснить депутаты комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике.
Денег много не бывает
Заседания этого комитета всегда полны споров, дискуссий, острых вопросов и не всегда уверенных ответов. Да не останутся в обиде промышленность и средства массовой информации, но именно дороги, транспорт и все, что с ними связано, являются предметом ежедневных радостей и огорчений каждого жителя области.
Хотя поначалу ничего не предвещало острых споров и дискуссий, ведь заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Александр Цепенко пришел к депутатам с хорошими новостями. По итогам торгов на выполнение дорожно-строительных работ, проведенных в первом квартале этого года, образовалась бюджетная экономия более чем в 74,5 миллиона рублей. Министерство эти деньги предварительно распределило на приоритетные и просто важные объекты, осталось лишь согласовать список с депутатами.
Больших возражений не вызвали дополнительные 13,9 миллиона рублей, направленные на строительство дороги на Камень-на-Оби, или инвестиции в дорогу Каргат — Маршанское: туда, где развивается крупный агрохолдинг. Где-то трубы на дороге заменить и видеокамеры установить, миллион туда, два сюда: как отметил председатель комитета Сергей Титков, названные суммы — «копейки» по сравнению с объемом регионального дорожного фонда на 2013 год, однако и ими можно было бы распорядиться по-другому.
— Около 11,5 миллиарда рублей дорожного фонда — это цифры, которые нужно произносить с гордостью, — сказал Титков, — потому что не каждый регион может этим похвастать. Но в то же время мы видим и другое. Дольше трех лет мы говорим о необходимости большего количества планово-предупредительных ремонтов сельских дорог — они дешевле «капиталки» и строительства, но способны сделать многие дороги элементарно проезжими. Ну, сделаем мы в этом году один километр дороги от Венгерово до Филошенки, а остальные 40 — 50 останутся в безобразном состоянии. Жителю глубинки неинтересно слушать про третий мост, в то время как он до соседнего села доехать не может.
Надоело «входить в положение»
Вопрос распределения сэкономленных средств, может, и не вызвал бы такой полемики, если бы не шел в сцепке с обращением заместителя председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, депутата Заксобрания по Венгеровскому, Купинскому, Кыштовскому и Чановскому районам Андрея Панфёрова о выделении дополнительных средств на ремонт автодороги Венгерово — Филошенка от села Ключевая до села Сибирцево 2-е. Андрей Борисович, по его словам, третий год бьется с выполнением этого наказа избирателей, данного ему еще в 2011 году, но практически безуспешно.
Если посмотреть на карту Венгеровского района, то видно, что дорога непростая: по ее следованию до Филошенки расположено с десяток сел, здесь проживают около 15 процентов населения района, расположены три сельхозпредприятия молочного направления.
— Мы в 2011 году сидели в этом же зале, обсуждали этот же вопрос, но строительство данной дороги никак не попадает в планы и долгосрочную целевую программу, — сказал глава Венгеровского района Сергей Черных. — У нас дорогу на Павлово, 23 километра, строят с 2008 года и сделали только шесть километров. А в районе 250 километров грунтовок, 50 процентов дорожной сети. Понимаю, что все сразу не построишь, но должны же быть какие-то приоритеты. Все время «входить в положение» уже надоело.
Замминистра транспорта и дорожного хозяйства области Александр Цепенко сказал, что дорога в направлении Филошенки в этом году будет капитально отремонтирована, но всего два километра. Есть деньги — они будут выделены — и на подготовку проектно-сметной документации участка до Сибирцево 2-е.
— Сколько будет стоит дорога целиком? — спросил депутат Александр Козлов.
— Миллионов 200 — 250, — ответил кто-то из коллег.
— А то и все 400, — добавили дорожники.
— Да, если будем по два километра в год строить, — невесело заметил Сергей Титков, — не то что срока созыва — нашей жизни не хватит, чтобы довести дело до конца.
Глава комитета подчеркнул, что все прекрасно понимает: несмотря на объемы дорожного фонда, он все-таки не бездонный, однако отношение к сельским дорогам нужно менять принципиально.
— Простой метод привести дорогу в нормативное состояние — планово-предупредительный ремонт. Это и дешевле, и быстрее — не надо готовить проектную документацию. Жители нас поймут. Таким методом мы строили в 70 — 80-х годах, благодаря чему в районах и появились дороги с твердым покрытием. Конечно, их качество ниже, чем новых трасс, но по ним хотя бы можно проехать. Для отдаленных районов это выход. В области около 2 000 километров дорог без твердого покрытия. И в программе им должно уделяться особое внимание, — высказал позицию законодателей Сергей Титков.
Депутаты все же согласовали изменения в долгосрочной целевой программе, но предложили при следующей корректировке направить сэкономленные на торгах средства на планово-предупредительный ремонт дороги на Филошенку. Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
— В будущем надо планировать средства на содержание дорог, планово-предупредительный ремонт и другие работы в разрезе районов, чтобы в конце была итоговая цифра: сколько получит на дороги каждый из районов. В самом начале должно быть обязательно указано, сколько на этой территории грунтовых дорог, чтобы иметь объективную картину решения вопроса, — подытожил депутат Александр Барсуков.
ЦИФРА
Протяженность дорожной сети в Новосибирской области составляет 24 388,8 км