Хорошему шоссе и зима не страшна
Наступившая весна зримо показала все недочеты и успехи в работе региональных дорожников
Много лет нам пытались говорить, что дороги у нас хорошие, вот только против суровой сибирской зимы аргументы найти сложно. Ссылки на холодные скандинавские страны не принимались — у нас, оказывается, зима чуть ли не самая суровая в мире. Ее очередные последствия в виде ям и колеи от шипов щедро разбросаны по Новосибирску и его окрестностям. Однако есть и прямо противоположные примеры, говорящие о том, что если строить качественно, то дорога может пережить не одну зиму.
«Идеал» в идеальном состоянии
Участок Советского шоссе от спорткомплекса «Энергия» до завода «Красный Восток» — лучшая на сегодня, если оставить за рамками Северный обход, являющийся федеральной трассой, можно сказать, эталонная дорога области. Первая категория качества, интеллектуальная система безопасности… Между тем три пусковых участка шоссе, сдававшиеся в период с 2010 по 2012 год, уже перезимовали от одного до трех раз и все еще находятся на гарантии. Генподрядчику строительства ООО «Центрдорстрой», однако, ни краснеть, ни тратить дополнительные средства не придется — покрытие на протяжении всех десяти километров в идеальном состоянии. И это притом, что Советское шоссе — очень напряженная по движению трасса, пропускающая ежедневно десятки тысяч машин.
— Максимум, что придется сделать, — говорит руководитель компании Александр Михайлов, — это косметическую уборку: помыть отбойники, знаки посмотреть, в порядке ли, но это мелочи.
— Есть четкие нормативы, — поясняет начальник отдела капитального строительства территориального управления автодорог области (ТУАД НСО) Николай Дорошенко. — Через три года после сдачи дороги подрядчиком должна проводиться поверхностная обработка, через шесть лет — устранение колейности, через девять лет — еще одна обработка, через 12 — капитальный ремонт. На ряде объектов работы приходится проводить раньше, но они выполняются за счет подрядчиков — это их гарантийные обязательства.
— Почему же на многих дорогах мы видим такие кардинально разные последствия весны? — обращаюсь уже к начальнику отдела капитального ремонта ТУАД Владимиру Коваленко.
— Межремонтные сроки нужно четко выдерживать, — отвечает Владимир Александрович. — Недоремонт разрушает покрытие сильнее любой зимы. Ну и качество, конечно — ведь очевидно, что те участки, что строятся с использованием самых современных технологий, гораздо дольше будут эксплуатироваться без дополнительных вложений.
«Рожденная» инновациями
До недавних пор — в 2008 — 2009 годы — дорога Академгородок — Кольцово физически существовала, но от этого 12-километрового участка было больше страданий, чем удовольствия от езды. Строительство Технопарка в Академгородке и Биотехнопарка в Кольцово послужило стимулом для приведения этого участка в приличный вид. Стыдно ведь — вокруг инновации и новейшие разработки ученых, а между ними ямы, грязь и ругань водителей.
Капитальный ремонт дороги был выполнен ООО «Дорсиб плюс», которое на первом участке длиной два километра также использовало инновационный материал — щебеночно-мастичный асфальтобетон. В прошлом году гарантийный срок «действия» этого участка истек, но он и сейчас даст фору многим новоделам.
— Тогда это был первый опыт использования щебеночно-мастичного асфальтобетона в Новосибирской области, — отмечает заместитель генерального директора по производству «Дорсиб плюс» Дмитрий Хараланов. — С тех пор мы ни разу не выезжали сюда на гарантийные ремонты. Материал устойчив к образованию колейности: после 2008 года мы его использовали на Бердском шоссе, дамбе ГЭС, улице Богаткова.
Больше внимания мелочам
Из Кольцово путь комиссии, обследующей состояние дорог после зимовки, лежит на участок Барышево — Инская. В последние годы эта трасса ремонтировалась небольшими участками и, несмотря на присутствующую здесь пучинистость грунтов, также находится в приличном состоянии.
Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания области Сергей Титков приятно удивлен, что второстепенные вроде бы дороги содержат в порядке.
— Скоро здесь поблизости начнется строительство Восточного обхода Новосибирска, — говорит Титков, — но и такие небольшие участки, по которым уже сейчас можно миновать Новосибирск с востока или юга, должны быть. Без этих своеобразных мини-обходов на главные дороги ложится дополнительная нагрузка.
Депутат вообще считает, что необходимо уделять больше внимания «мелочам», которые не всегда видны за главным. Вот, к примеру, новое Советское шоссе радует не всех.
— Для жителей поселка Элитный и тех, кто располагается в тамошней промзоне, — отмечает Титков, — новая схема движения не совсем удобна. Это частности, конечно, но в начале любого строительства нужно думать не только о несомненной пользе новой дороги, но и о тех проблемах, что она может создать.
Подводя итоги инспекции весенних дорог, Сергей Титков отметил, что такие примеры должны становиться массовыми. Сразу строить качественно гораздо эффективнее, чем потом каждый год ремонтировать.
КСТАТИ
Подрядные организации начали гарантийный ремонт дорог и в Новосибирске — на прошлой неделе работы проинспектировал мэр Новосибирска Владимир Городецкий.
По словам градоначальника, сейчас в городе два миллиона квадратных метров дорог, которые находятся на гарантии у подрядчиков, делавших капитальный ремонт. Гарантия на работы составляет три — пять лет. Мэрия уже обследовала 40 процентов дорог на гарантии, и оказалось, что 0,2 процента дорожного полотна требует ремонта.
Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются строители в этом году, — разрушение колодцев на проезжей части.
ФАКТ
Со вчерашнего дня и до 14 мая введены ограничения на движение большегрузного транспорта по дорогам Новосибирска и области, которые распространяются на транспортные средства с нагрузкой на ось более 5 тонн, спецтехнику с нагрузкой на ось более 7 тонн, а также автотранспорт, перевозящий технологические грузы: бетон, асфальтобетон, железнодорожные контейнеры