USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Почему говядина жадина?

Николай ЦАРЕВ

Долгие годы мясное скотоводство остается нерентабельным для хозяйств, но эту проблему можно решить

Кухня — то место, где удобно поговорить о чем угодно. И многие кухонные разговоры крутятся вокруг цен. Принесет хозяйка-горожанка кусок мяса из магазина и сокрушается перед домашними: «Вы посмотрите, как поднялись цены на говядину!». Можно подумать, что селяне обогащаются, предлагая едокам мясо крупного рогатого скота. Как бы не так! Производство говядины остается для российских сельхозтоваропроизводителей убыточным, и наша область в этом не исключение.

Гурманы знают
Винить во всем заграницу, которая, дескать, перекрыла кислород российским производителям, или упрекать перекупщиков, взвинчивающих цены, значит во многом заблуждаться. Даже со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию ситуация не изменилась. Соглашения о вступлении в ВТО, подписанные Россией, относительно торговли говядиной можно назвать приемлемыми для отечественного животноводства. За последние годы объем импорта говядины не изменился.

Так почему же производство говяжьего мяса остается нерентабельным? Тут возникает еще два вопроса: а есть ли у нас вообще мясное скотоводство и насколько оно развито? Не будем брать свиноводство и птицеводство — у них свои взлеты и проблемы. Статистика беспристрастно утверждает: у нас в стране, и в Новосибирской области в частности, доля мясных пород составляет лишь 6,7 процента. А если добавить сюда статистику по личным подсобным хозяйствам, то цифра поднимется всего до десяти процентов. 90 процентов говядины мы получаем от молочного скота — это молодняк, а также выбракованные телки и отслужившие свой век коровы молочных пород.

По данным генерального директора Национального союза производителей говядины Дениса Черкесова, доля мясных пород крупного рогатого скота в Австралии, США, Канаде составляет от 40 до 80 процентов в структуре всего поголовья. В России же отсутствует правильная структура скотоводства.

Специалист ООО «Агроресурс» Александр Радионов уверен: передовые по мясному скотоводству страны выигрывают за счет того, что располагают высокопродуктивным стадом. Там если животные симментальской породы, то это либо высокоудойные молочные коровы-симменталы, либо полноценные мясные животные-симменталы. У нас же молочные и мясные ветви симментальской породы в общем-то отсутствуют. Мол, симментал — он и есть симментал, что-то среднее по уровню молочной и мясной продуктивности.

Кстати, знатоки-гурманы считают, что по вкусу говядина животных молочных пород ни в какое сравнение не идет с продукцией мясного скотоводства. Вот почему мировой рынок оценивает «настоящее» мясо на 15 — 20 процентов выше. Может, как раз этих процентов качества пресловутой говядины и не хватает российскому сельхозпроизводителю для прибыльного ведения дела?

Есть такие биотехнологии!
Более категоричен в своем суждении еще один крупный эксперт — заведующий центром прикладных биотехнологий Института цитологии и генетики СО РАН Илья Лукьянов. Профессор считает, что племенных животных в России… нет. Аукционные цены на животных, которые могут служить геномной базой, в мире просто фантастические. Однако Илья Васильевич верит, что от породистой коровы стоимостью в сто тысяч долларов можно получать прекрасное потомство, каждое племенное животное которого будет стоить сто тысяч рублей, что вполне приемлемо для российской действительности.

Как это сделать, Илья Лукьянов не раскрывает, но ошарашивает любого своего собеседника утверждением, что, применяя современные биотехнологические эмбриональные методики, от одной породистой коровы можно получать за год 25 — 30 телят! Животноводство ряда стран уже шагает таким путем, но преддверием этой поступи там была 100-летняя кропотливая селекционная работа.

— Купите 20 коров-рекордисток, получите от каждой несколько десятков телят — и за год у вас будет 400 — 500 породистых животных, которые в свою очередь могут стать донорами для маточного поголовья других хозяйств, — вполне серьезно советует ученый. И тут же предупреждает, что понадобится создать генетический центр, инфраструктуру, иметь высококвалифицированные кадры.

Сделаем обязательно
Все эти интереснейшие моменты обсуждались на недавнем семинаре «Возможности развития мясного и молочного бизнеса в современных рыночных условиях», который провел министр сельского хозяйства нашей области Георгий Иващенко с представителями сельских районов, хозяйств, компаний, банков, учеными в Сибирском отделении Россельхозакадемии.

— Настало время основательно заняться мясным скотоводством, — заявляет министр. — Мы планируем сделать это прежде всего в отдаленных районах — Кыштовском, Северном, Куйбышевском, Усть-Таркском, Чановском, на севере Колыванского. Губернатором области подготовлен проект распоряжения об организации рабочей группы. Планируем разработать проект программы развития мясного скотоводства и строительства биржи скота в Новосибирской области. К этой работе мы пригласили специалистов наиболее активных, подготовленных, инициативных. Каждый из них имеет огромный опыт, включая разработку и реализацию ряда подобных проектов в других регионах России. Рабочая группа побывает во многих районах нашей области. В ней будут и иностранные разработчики. Надеюсь, в каждом районе, где побывают гости, их примут радушно, покажут сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. Это станет залогом дальнейшего перспективного партнерства. Мы сторонники модернизации. Государственная поддержка будет оказываться регулярно как на федеральном, так и на региональном уровнях тем, кто по-настоящему займется развитием мясного скотоводства. В этом мы видим основу экономического подъема отрасли.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Любовь ПИРОГОВА, начальник управления сельского хозяйства Куйбышевского района:
— Отрадно, что на официальном уровне, из уст министра сельского хозяйства области, мы услышали, что готовящийся проект региональной программы развития мясного скотоводства будет активно поддерживаться властями. У нас в районе ряд хозяйств занимается мясным делом. Это ООО «Кама», «Сибирь», «Каинский мясокомбинат», ИП «Кулешов», «Тырышкин», «Ефремов». В «Каме», например, 335 мясных животных, из них 202 коровы. По нескольку десятков мясных коров у каждого из названных индивидуальных предпринимателей-фермеров. Однако надо поднимать эту сферу производства на новый уровень.

В Куйбышевском районе остро стоит проблема животноводческих помещений для молочного скота, оборудования для доения и хранения молока. Не хватает кадров — в частности, доярок. А мясное скотоводство — отрасль менее прихотливая. Район богат пастбищами, что как раз и требуется для мясного скота. Селяне сумеют заготавливать в достатке сенажа, зерносенажа, сена. Нашим людям необходимо только помочь финансово.
Будет гарантированная поддержка государства — мясным скотоводством заинтересуются и коллективы сельхозпредприятия «Булатовское», колхозов «Восход», «Наша Родина».


ФАКТ
Мясное скотоводство включено в новую государственную программу развития сельского хозяйства России до 2020 года