Чему нас учит семья и... автошкола?
В нашей области теперь ровно сто организаций, имеющих лицензию на обучение водителей
Получить права побыстрее и попроще — об этом, к сожалению, мечтают многие начинающие автомобилисты. Ежегодно за руль садятся все новые и новые водители, которым где-то нужно проходить обучение. Спрос рождает предложение, и количество автомобилей увеличивает и количество автошкол. Последние недавно отметили «юбилей» — сто учреждений по региону.
О том, как контролировать качество обучения в автошколах, шла речь на комиссии при правительстве региона по обеспечению безопасности дорожного движения. За несколько дней до заседания областное управление ГИБДД опубликовало статистику аварийности на дорогах региона за первый квартал 2013 года. Цифры в среднем оказались на уровне прошлого года, что не позволяет говорить об улучшении ситуации. Единственный существенный плюс, что за три месяца в ДТП погибло на 25 человек меньше, чем годом ранее (51 против 76 человек за три месяца 2012-го). В то же время при почти одинаковом количестве дорожно-транспортных происшествий — 461 против 470 — количество травмированных в авариях возросло на 29 человек (с 549 до 578 человек). Наши дороги продолжают оставаться местом повышенной опасности, что вызывает понятную озабоченность региональных властей.
Берем количеством, а не качеством?
Глава областного министерства образования, науки и инновационной политики Владимир Никонов отмечает, что, к сожалению, сейчас в регионах нет реальных рычагов влияния на количество автошкол, хотя областное министерство образования и науки и имеет полномочия лицензировать и контролировать их деятельность.
— Правила для соискателей лицензий, — сказал Никонов, — крайне либеральные, можно даже не иметь в собственности здания и автотранспорт. Главное то, что отсутствуют федеральные образовательные стандарты подготовки водителей. Единственное, что четко прописано: курс подготовки должен составлять 157 часов, из которых 50 часов — вождение. Но досконально проверить это по каждой автошколе практически невозможно.
Наше министерство, впрочем, без дела не сидит — отправлено письмо в федеральное Министерство образования с предложениями оснастить в обязательном порядке все автошколы тренажерами для подготовки водителей, а автомобили — системой навигации и видеорегистраторами для контроля за количеством часов обучения и записи практических экзаменов по вождению. Не исключено, что рано или поздно эти предложения будут услышаны, но пока мы живем в той действительности, которая существует.
Критерии ответственности
Периодически ГИБДД проводит анализ и публикует данные о том, выпускники каких автошкол за последнее время чаще всего попадали в ДТП. Сложно сказать, насколько объективно этот «рейтинг» отражает качество преподавания, поэтому минобрнауки области прибегает к другой системе подсчета, данные которой публикуются на сайте министерства: сколько курсантов с первого раза сдают теорию, вождение на автодроме и в городских условиях. Последние цифры таковы, что теорию с первого раза сдают от 70 до 100 %, автодром покоряется 60 — 65 % обучающихся, а вождение по городу становится камнем преткновения для абсолютного большинства — с первого раза его удается сдать лишь 16 % курсантов. Причем по разным автошколам эти цифры существенно разнятся: есть те, у кого показатели выше средних по области, а есть и такие, у кого ниже всяких пределов.
Опрошенные нами руководители автошкол, как успешных, так и не очень, считают, что эти цифры имеют право на существование, но не могут быть поводом для глубокого анализа и серьезных выводов. Многое якобы зависит от конкретного инспектора ГИБДД, принимающего экзамены, — от его либеральности или строгости, от настроения, в конце концов, хотя понятно, что профессионал от своего настроения зависеть не должен.
Проблема, по мнению тех, кто обучает, кроется в отсутствии персональной ответственности, так или иначе прописанной, хоть автошколы, хоть инспектора ГИБДД. Если бы автошкола, выпускники которой совершили большое количество аварий в первые годы после обучения, лишалась лицензии, или инспектор рисковал рабочим местом, тогда — да. Хотя вопрос и спорный: как автошкола может ручаться за то, что их вчерашний ученик, который робел на экзамене и старался соблюсти каждый пункт ПДД, после получения прав не начнет лихачить и в ввиду скудного опыта не устроит ДТП или не сядет пьяный за руль?
Пока же критерием работы автошколы является количество данных курсанту часов — тот самый единственный государственный стандарт. Хотя и у нас на рынке этих услуг есть очевиднейшие нарушения.
— Совсем недавно наткнулся на объявление в газете, — говорит председатель областной ассоциации автошкол «Безопасная дорога» Дмитрий Сидоров, — автошкола предлагает обучение на права за 8 тысяч рублей, при этом указано, что на вождение отводится всего 20 часов. То есть люди идут на прямое нарушение, просто демпингуют и собирают деньги с людей. Мы проводили исследование: меньше 18 тысяч при полном курсе обучения себестоимость не получается. И вот с такими горе-автошколами нужно бороться, но мы видим, что они существуют и пользуются спросом у людей.
ГИБДД в «раздаче» не участвует
Инспектора ГИБДД, которых любят обвинять во всех смертных грехах, на самом деле меньше остальных заинтересованы в появлении на дороге водителей-недоучек.
— Получение прав с пятого — седьмого раза — это уже не случаи из народного фольклора, а повсеместно встречающаяся обыденность, — констатирует специалист отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы Главного управления ГИБДД по НСО Александр Ичанский. — Есть такие, кто и больше десяти раз сдает, — таковы нормы законодательства.
Да уж, законодательство у нас по очень многим вопросам либеральное, а на все предложения ограничить количество попыток может последовать ответ, что это будет коррупционный фактор. Раз нет преград, то и права получает практически каждый желающий. Людей, способных трезво оценить свои возможности и сказать самому себе, что вождение — это не его, очень мало. По мнению психотерапевта профессора Владимира Завьялова, неистребимая тяга человечества к автомобилям объясняется достаточно просто:
— Автомобиль — идеальный объект управления, четко реагирующий на твои движения и дающий определенное ощущение могущества. В отношениях между людьми невозможно настолько просто контролировать друг друга, а машина дает это чувство власти. Психоэмоциональные особенности человека вообще-то должны нивелироваться на дороге, если он прошел качественное обучение. Но постоянно держать себя в рамках невозможно, и когда люди начинают на дороге демонстрировать свой собственный «стиль вождения», то возникают аварийные ситуации. Но, повторю, чем выше качество обучения, тем меньше человек за рулем ориентируется на инстинкты.
Значит, дело все-таки в качестве обучения. Губернатор Василий Юрченко в ходе заседания комиссии отметил, что региональный контроль деятельности автошкол сегодня ограничен рядом федеральных норм, но «никто не собирается сидеть и молча смотреть на происходящее на дорогах». В ближайшее время будет создана небольшая, но профессиональная рабочая группа, которая сформулирует предложения в Минобрнауки РФ.