Точки согласия
Как реализуется заявленная политическая реформа, какие сигналы и вызовы ощутимы в регионах?
Евгений МИНЧЕНКО, президент Коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», один из самых востребованных политологов современной России, на этой неделе посетил Новосибирск.
Если раньше наш город был для Евгения Николаевича в тесной ассоциативной связке с такими представлениями, как «культурный центр Сибири», «родина Покрышкина», «Академгородок», то теперь добавится еще одно впечатление, о котором наш гость сказал журналистам сразу, не дожидаясь вопросов. На удивление политолога, местные отделения политических партий, с которыми он встретился накануне, показали редкую способность находить точки согласия по ряду актуальных вопросов, стоящих в повестке дня области.
Очевидный политический тренд — растущая многопартийность. Дорогая для политологов идея коалиционности, в том числе и правительственной, приблизила бы наконец российскую действительность к лучшим образцам демократического управления страной. Пока партии «от имени народа» действуют как клубы по интересам, оставаясь в упряжке как лебедь, рак да щука, ничего хорошего мы не получим.
Демократия не исключает борьбы за власть, но она должна быть цивилизованной, без потерь «человеческого лица». Евгений Минченко отметил, что на выборах в США, которые он посетил, агитаторы противоборствующих партий не только мирно общаются, но и столь же мирно-пассивно констатируют: «У нас выборы сплошь и рядом фальсифицированы». Хотя, по мнению политолога, масштабы нарушений на выборах в США крайне незначительны. Какими способами достигаются политические победы в период выборов и после? На эту тему мы поговорили с нашим собеседником.
Черного пиара нет
— Почему в России политтехнологи зачастую воспринимаются только в контексте черного пиара?
— Потому что настоящий профессиональный пиар и работа политтехнолога не бросаются в глаза. При этом складывается впечатление, что кандидат на ту или иную должность просто работает сам, и люди не связывают это с какими-то технологиями. Черный пиар «бьет в глаз» своими приемами на грани фола. Я вообще не знаю никаких так называемых черных технологий. Это просто преступление, противозаконная деятельность и ничего более.
— Меняются заказчики, аудитория, законы, а технологии по большому счету нет?
— Можно сказать и так, хотя технология, касаемая человека, всегда индивидуализируется, следуя за стоящими перед политтехнологом задачами и тем, кто ставит перед ним задачи. Успешная технология — это технология, адекватная ситуации. В военной стратегии и в проведении выборов много общего. Поэтому среди политтехнологов популярны древние восточные военные трактаты: китайские «Искусство войны», знаменитые «36 стратагем». Это способность предвидеть последствия поступков, просчитать ходы в политической или военной игре, а порой и запрограммировать их исходя из особенностей ситуации и качеств противника. Можно сказать, что это образец активной дальновидности.
Конечно, сейчас используются и новые возможности. Например, гаджеты, социальные сети, базы данных, современные технические средства позволяют направлять послания не абстрактному избирателю, а конкретному человеку с учетом его личностных особенностей и интересов.
Ярлыки и фобии
— Современные политтехнологии далеко ушли от митингов, листовок и призывов?
— Конечно. Вспомним, например, о «самом важнейшем из искусств» — кино. Например, фильм «Крестный отец» изменил в США отношение к итальянской диаспоре. Сторонники Обамы в борьбе с соперником — мормоном Ромни — использовали тот же прием, выпустив мюзикл, который высмеивал мормонскую религию.
Есть такие способы, как «истерия» и «фобия». По настроению президентская кампания Обамы 2008 года была массовой экзальтированной истерией. Все мы были недавно включены в несколько кампаний по раздуванию фобий в мировых масштабах: угрозы СПИДа, якобы глобального потепления, птичьего гриппа, которыми нас эффективно пугали несколько лет. Эта политтехнология превращается в технологию лоббистскую, то есть действует направленно в каких-то, в том числе и экономических, интересах. Как говорится, одним ударом нескольких зайцев убивали.
Есть еще одна технология — «навешивание ярлыков». Ею отмечена протестная активность последних лет в России, когда создавались образы «людей с хорошими лицами» («борцы с режимом Путина»), которым якобы противостоят «анчоусы», «быдло», «уралвагонзавод», которых чуть ли не нужно лишить избирательных прав. Политтехнология, противопоставляющая две группы людей, крайне опасна для социального благополучия общества.
С «битами» информации
— В нашу информационную эру сознание людей становится более доступным для манипуляции им или наоборот?
— От того, что человек стал более информированным, он не стал более эффективным во всех отношениях. На самом деле все наоборот. Когда по голове постоянно бьют «битами» информации в объемах, которые сознанию невозможно переварить, возникает его архаизация. Оно слабо реагирует на потоки сообщений.
— Как в такой ситуации достучаться до избирателя? В какой среде формируется победа кандидата?
— Качество личности, конечно, много значит, но куда важнее повестка дня, то есть контекст в объективной реальности. Чтобы для избирателей эта повестка стала очевидностью, нужно какое-то яркое событие. Оно может быть и стихийным (не дай бог!), и естественно вытекающим из житейских обстоятельств, и «рукотворным».
Самый яркий, пожалуй, пример — приход к власти Владимира Путина. Дряхлеющий и теряющий политический вес Ельцин делает заявление: «Я устал, я ухожу». Страна находится в ожидании нового лидера с характеристиками, которые противоположны предыдущему президенту. Это как раз та победа, которая была одержана задолго до выборов. Это позитив во всех смыслах слова, именно на событие как позитивное явление отзывается даже тот избиратель, для которого критический настрой оставался доминантой.
— По-вашему мнению, явка на выборах — это забота власти, избиркома или кандидатов?
— Конечно, кандидатов. Для этого существуют технологии учета сторонников и их мобилизации. Более того, иногда намеренно используются технологии снижения явки избирателей оппонента.
ПРАВИЛА
Евгений МИНЧЕНКО считает, что для налаживания любой коммуникации «уставными» остаются знаменитые «шесть правил Глеба Жеглова»:
1. Когда разговариваешь с людьми, будь доброжелательным.
2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.
3. Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
4. С первой минуты общения проявляй к человеку искренний интерес.
5. Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.
6. Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.
СПРАВКА
Как политтехнолог Евгений МИНЧЕНКО вел избирательные кампании в России и за рубежом. Автор технологии сценарного программирования избирательной кампании, руководитель группы, подготовившей широко обсуждаемый экспертный доклад «Большое правительство Владимира Путина и «Политбюро 2.0».
ФАКТ
В ночь после выборов большинство американцев страдают бессонницей или проводят ее возле экранов телевизоров. По статистике, в это время увеличивается число клиентов круглосуточных магазинов (особенно торгующих спиртным), а также возрастает количество звонков в службу 911.
По данным Минюста РФ, на 4 апреля 2013 года зарегистрированы и имеют право на участие в выборах 40 политических партий. Еще 23 также зарегистрированы, но пока таким правом не обладают, поскольку у них нет 42 региональных отделений, как того требует закон.