USD 108.0104 EUR 113.0947
 

225 шансов для новых партий

Валентина МАЛЬЦЕВА

Президент России Владимир Путин предложил внести поправки в закон о выборах депутатов Государственной думы РФ. На новый срок в 2016 году депутатов предстоит избирать по смешанной системе: половина депутатов — по одномандатным избирательным округам (один депутат — один округ), другая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Соответственно, на территории Российской Федерации образуются 225 одномандатных избирательных округов на основе единой нормы представительства избирателей, чтобы соблюсти примерное равенство округов по числу избирателей. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на десять лет.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также от политических партий. Федеральные списки кандидатов формируются политическими партиями, которые вправе включать в них и беспартийных, но их число не может превышать 50 процентов от общего количества кандидатов в списке. В него нельзя включать членов иных политических партий, а также самовыдвиженцев.

Регистрация федерального списка кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей. Самовыдвиженцам необходимо собрать не менее 0,5 процента подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на округе, а если в нем менее 100 тысяч избирателей, то не менее 500 подписей.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей, а из средств избирательного фонда кандидата — 15 миллионов рублей. Предельные расходы из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии составляют от 15 до 100 миллионов рублей — в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ.

Для выборов депутатов Государственной думы изготавливаются два вида избирательных бюллетеней: один — для голосования по федеральному избирательному округу, другой — по одномандатным избирательным округам. Но ожидаемого «полотенца» длиной чуть ли не в метр не будет. В случае регистрации более 20 федеральных списков кандидатов, а по одномандатному избирательному округу более 30 кандидатов, избирательный бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие пять и более процентов голосов избирателей. Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой, предусматривающей передачу мандатов пропорционально полученному числу голосов избирателей.

В тексте проекта закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ» пока не предусмотрена возможность формирования избирательных блоков для участия в выборах, говорится в пояснительной записке к документу. Но при обсуждении законопроекта высказывались мнения о том, что такие блоки могли бы более адекватно отражать российский политический спектр.

Законопроект на стадии разработки прошел ряд общественных обсуждений, в том числе в рамках площадки «Открытая трибуна» с участием депутатов Госдумы и представителей непарламентских партий.

МНЕНИЯ
Смысл существования партий состоит в том, что они являются представителями различных социальных групп, отражают социальное многообразие. Чтобы это произошло, нужно предоставить новым партиям реальную возможность такого представительства — таково в целом мнение экспертов, которые ответили на вопросы обозревателя «Советской Сибири». На прошедшей недавно сессии Законодательного собрания Новосибирской области большинство депутатов поддержали этот законопроект.

Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван МОРОЗ:
— В Госдуме должны быть представители не только партий, но и населения. Эффект намного больше, когда депутат отчитывается не только перед однопартийцами, но и перед конкретными избирателями о проделанной работе.

Руководитель фракции КПРФ Сергей КЛЕСТОВ:
— Я не жду ничего хорошего от такой политической системы. Партии более-менее стабильны и понятны людям. А конкретный кандидат — непонятный человек, и опять будут выбирать по принципу «вот этот мне внешне понравился больше».

Руководитель фракции «Справедливая Россия» Александр ЗАМИРАЛОВ:
— Новая система выборов, конечно, повысит личную ответственность депутатов, но дело в том, что одномандатники, скорее всего, вступят в ту или иную фракцию, так как законом это не запрещено. Попадая во фракцию, они будут вынуждены выполнять ее решения и решения партии.

Руководитель фракции ЛДПР Вячеслав СМАГИН:
— Теряется командный смысл работы, поскольку любая политическая партия — команда. Если сравнивать с футболом, то кто-то забивает голы, кто-то стоит в защите, кто-то — на воротах. И только совместно двигаясь командой под управлением капитана, можно добиваться успеха. Принятие такого закона не будет плюсом ни для одной из политических партий.