Кому нужны наши товары?
По мнению новосибирского экономиста, объявленная глобализация — не что иное, как желание стран с сильной экономикой сформировать свои условия и правила игры
Рядовой покупатель, оберегая от карманников свой кошелек, даже не представляет себе, сколько на самом деле рук тянется к нему, чтобы заполучить деньги.
Когда мы видим в магазине кроссовки за 150 рублей и платье за 300, причем вполне приличного вида, впадаем в искушение купить, хотя в них и не нуждаемся. Экономисты при этом качают головами: борьба за рынки сбыта достигла такой степени, что продавцы заинтересованы даже в покупателях с самым тощим кошельком. Аналитики идут дальше, задаваясь вопросами: возможны ли вообще такие цены на вещи, произведенные за пределами России? Неужели и «телушка» не полушка, и перевоз не рубль? Политики-пассионарии с горечью констатируют: покупая по вышеозначенным ценам вещи, мы вбиваем последние гвозди в гроб отечественной легкой промышленности.
Почему все лейблы мира и их подделки представлены на российском рынке, а наши товары — невыездные? Что делать для зачистки прилавков от самопала и многочисленных «псевдо», не рискуя при этом прослыть душителями покупательской свободы? Об этом наша беседа с доктором экономических наук, профессором Ириной КНЯЗЕВОЙ.
Интеграционная «тройка»
— Ирина Владимировна, кто арбитр конкурентной борьбы на рынке?
— Возможно, кому-то покажется, что создание условий добросовестной конкуренции на рынке — это работа исключительно муниципальных контрольных служб. На самом деле реальный эффект достигается куда более глобальной работой, которая ведется недавно созданными международными структурами в рамках Таможенного союза (ТС), куда входят, напомню, Россия, Казахстан и Беларусь. Считаю знаковым событием состоявшуюся недавно в Новосибирске первую научно-практическую конференцию по обсуждению проекта модельного закона «О конкуренции» государств — членов ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП). Этот документ носит пока рекомендательный характер и должен вобрать в себя наиболее значимые и адаптивные, проверенные временем нормы законов о конкуренции трех государств — членов ЕЭП и мировой антимонопольной практики.
— Что такое закон с рекомендательным характером? Как все у нас: можно выполнять, а можно и воздержаться?
— Ваша ирония мне понятна, но в этом случае акценты и подходы иные. Все государства суверенны. Мы не воссоздаем мини-СССР. Сегодня национальные пакеты законов по обсуждаемой теме довольно различны. Например, в Казахстане низкие налоги на прибыль. В Беларуси жесткая ценовая политика. Россия либеральна к сделкам слияний. И если сразу придать обязательную силу закону для наднационального применения, то не избежать экономических и даже социальных конфликтов. Получится «хотели как лучше», а далее все известно — по Черномырдину.
Без бюрократических навесов
— ЕЭП, БРИКС, АТЭС — в этих союзах страны с разными уровнями развития экономики ищут пути активной интеграции и партнеров. А какова конечная цель?
— Цель в самосохранении как экономики государств, так и благополучия населения. Судите сами: ни казахстанские, ни белорусские, ни российские товары не нужны в Европе, США. Пусть даже это изделия будут безупречны по качеству и оптимальны по цене. Защита рынков выстроена очень жестко. Объявленная глобализация не что иное, как желание стран с сильной экономикой сформировать свои условия и правила игры.
Как доказывает практика, региональная интеграция во всем мире стала единственным эффективным ответом глобализации. В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление ТС и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Мы видим их и сильные, и слабые стороны. В этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов.
Мы должны согласованно действовать в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, тарифов естественных монополий... А затем — и в единой визовой и миграционной политике, что позволит снять контроль на внутренних границах. Кстати, тогда не придется обустраивать семь тысяч километров российско-казахстанской границы.
Конкуренция юрисдикций
— Как это скажется на жизни людей и что даст бизнесу?
— Уже с 1 июля 2011 года на территории трех наших стран снят контроль за передвижением товаров. Единое экономическое пространство — это колоссальный рынок, более чем 165 миллионов потребителей.
Не будет жестких миграционных, пограничных и прочих барьеров, у каждого появится возможность выбора, где жить, получать образование, трудиться. Вырастет объем товаров для личного потребления, которые можно ввозить беспошлинно. Будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Каждая из компаний наших стран в любом государстве — члене ЕЭП получит возможность пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.
Конечно, закрепиться на таком открытом рынке бизнесу непросто, предстоит снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Но потребители от этого только выиграют.
Начнется конкуренция юрисдикций — борьба за предпринимателя. Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать — в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий для совершенствования рыночных механизмов, административных процедур, делового и инвестиционного климата.
Контуры будущего
— ЕЭП будет оставаться таким «закрытым клубом» или туда могут вступать другие государства?
— Следующий уровень интеграции — Евразийский союз, мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира. Вначале планировалось, что туда войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан. В последнее время и другие государства проявляют интеграционный интерес.
Аккумуляция ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке. И наряду с другими ключевыми игроками, такими как ЕС, США, Китай, АТЭС, обеспечивать устойчивость глобального развития.
— А ЕС как-то реагирует на такие планы?
— Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. Новые проекты позволят нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего.
СПРАВКА
Ирина КНЯЗЕВА — доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Автор учебника «Антимонопольная политика России», который выдержал пять переизданий и является наиболее массовым учебником по данной тематике в РФ и странах СНГ.
ДОСЛОВНО
Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ, член коллегии — министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии:
— Россия производит 88 процентов совокупного ВВП интеграционной «тройки». Поэтому сверхэффектов для нее быть не может. Зато экономическое воссоединение всех трех стран может ускорить модернизацию высокотехнологичных отраслей и в России. Рост ВВП сперва будет достигаться за счет увеличения торговли, затем экономики стран начнут взаимно подстраиваться. Причем технологическое обновление и сближение особенно будут проявляться в машиностроении и производстве авиационной техники в России.
ЧЕМ БОГАТЫ
Объем взаимной торговли государств — членов ТС в 2011 году составил 62,3 миллиарда долларов и по сравнению с 2010 годом увеличился на 35,9 процента. А совокупный ВВП Таможенного союза достиг 1,9 триллиона долларов, показатели товарооборота составляют 900 миллиардов долларов.
В приграничных регионах образовано уже более 400 совместных предприятий.
Недалек тот день, когда мы увидим реальное голосование рублем российских покупателей за конфеты казахстанского производства, а не за продукцию из Украины. Секрет в том, что потребительские свойства и характеристики не хуже, а вести бизнес и тратить средства на доставку, таможенные процедуры и сертификацию будут в разы меньше. В этом и заключается конкуренция. В Новосибирске, например, мы уже с удовольствием покупаем продукцию кондитерского объединения «РАХАТ».
Южно-Казахстанский плодоконсервный завод начал поставку своей продукции в регионы Сибири и Урала. Налажена реализация макаронных изделий казахстанского производства в шесть областей РФ, в том числе и в Новосибирскую.
ЦИФРА
Россия производит 88 процентов совокупного ВВП интеграционной «тройки» (Россия, Казахстан и Беларусь)