USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Выбирать или назначать?

Валентина МАЛЬЦЕВА

Новосибирский политолог Алексей Осипов, комментируя одобренный Советом Федерации закон о выборах губернаторов, положительно отозвался о положении документа, дающем право регионам самостоятельно определять модель избрания.

Совет Федерации 27 марта одобрил закон о праве регионов выбирать — оставить прямые выборы губернаторов или ввести процедуру выборов главы субъекта Федерации через региональное Законодательное собрание.

Согласно закону, если регион решит отказаться от прямых выборов, то партии, представленные в региональном и федеральном парламентах, обязаны представить Президенту по три кандидата в губернаторы, которые к этому моменту обязаны закрыть счета и вклады за рубежом и продать ценные бумаги иностранных эмитентов. Этими претендентами могут быть депутаты Госдумы, депутаты местного регионального или муниципального собрания либо члены СФ, заручившиеся поддержкой не менее 10 процентов муниципальных парламентариев.

Окончательно определиться — выборы или назначение — можно вплоть до момента подачи кандидатами документов в избирком, то есть за три месяца до дня голосования. Закон представлен на подпись Президенту РФ.

— Это правильно, что регионам предоставлена возможность определять модель выборов губернатора, поскольку во многом это зависит от специфики территорий, — прокомментировал «Советской Сибири» закон о выборах глав субъектов РФ Алексей Осипов, политолог, профессор, заведующий кафедрой управления и права СГГА. — В России многие регионы являются мультинациональными, особенно на Кавказе. Когда система клановая, когда много национальных групп, всенародные выборы могут спровоцировать острые конфликты, не исключая массовых беспорядков. Поэтому считаю, что парламент в таком случае будет как раз той площадкой, где смогут найти оптимальную кандидатуру мирным путем. Для ряда других республик и регионов, где обстановка более стабильная и общество менее клановое, более целесообразно, конечно, проводить всенародные выборы губернаторов. Но и в первом, и во втором случаях это все равно выборы. Ведь депутаты уполномочены, они избраны народом.

Как подчеркнул эксперт, подобная модель выборов — это не российское национальное ноу-хау, а система, которая уже применяется во многих странах мира, причем странах демократических.

— В США, к примеру, президента избирают тоже по смешанной системе: народным голосованием и голосованием так называемых выборщиков. Затем голоса суммируются и учитываются при подведении итогов, — напомнил Алексей Осипов. — Так что демократию и всенародные выборы нужно внедрять, но без конфликтов и кровопролития. А для избирателей данный закон — еще и повод задуматься, кого они избирают в региональный парламент, кому доверяют представлять их интересы, и активнее ходить на выборы депутатов.

КСТАТИ
В Новосибирской области закон о выборах губернатора принят в июне 2012 года. Выдвигать кандидата на должность главы региона могут политические партии, имеющие право участвовать в выборах, а также региональные отделения партий, в соответствии с федеральным законом имеющие право участвовать в выборах губернатора. Закон предусматривает процедуру «муниципального праймериз»: в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, избранных глав муниципалитетов Новосибирской области. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов на день принятия решения о назначении выборов. Депутат местного совета или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата.
Избранным на должность губернатора считается кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Очередные выборы губернатора Новосибирской области должны состояться в единый день голосования в 2015 году.