Как два клоуна поженились
«Букетом невесты у меня был кочан капусты, мы специально выкопали его в огороде. На голове в шляпе-тыкве закрепили фату»
Послезавтра мы отпразднуем День смеха. А кто же имеет к смеху больше отношения, чем клоуны? Накануне праздника мы встретились с самой известной клоунессой Новосибирска Викторией ЛОКТИНОЙ.
— Как случилось, что вы стали клоунессой?
— Это произошло еще в детстве. Я обожала примерять разные парички, шляпки, гримироваться маминой косметикой и кривляться перед зеркалом. Во дворе собирала всех бабушек и устраивала для них спектакли. У меня даже был собственный театр в сарае, актерами которого становились соседские дети. Когда я пошла в школу, тяга к сцене и театру стала усиливаться. Сильно повлияла школа вожатых, где я работала с детьми. Помогли раскрепоститься танцы, я профессионально занималась хореографией. Все это в совокупности привело меня к тому, что я стала клоуном.
Клоун-бабушка
— Расскажите о своем образе.
— Сначала я была клоуном-мальчиком — Чудиком-Балбесом, затем Бубликом. А теперь — мультибабушка. Имени у нее нет, но многие называют ее Севилья Фемистокулевна. По легенде она из провинции БабУшкино и является бабушкой клоунов Ляльки и Гришки, которые на 49-м канале ведут передачу «Засыпайка», и всех-всех ребят. Мы очень долго искали ее образ, пытались создать что-нибудь новое, яркое и неповторимое. Долго креативили и придумали бабушку-клоуна. Чтобы сделать ей образ, пришлось вспомнить всех старушек из мультиков. Одна из них — хозяйка из «Тома и Джерри», у которой обычно показывали только ноги. Она всегда, увидев мышь, визжала, залезала на стул и поднимала 700 юбок. Еще — домоправительница Фрекен Бок, которая пела: «А я сошла с ума… Какая досада». Эту смешную женщину тоже любили все дети. Естественно, старуха Шапокляк. Так получилась наша мультибабушка.
— Как дети воспринимают клоуна-бабушку?
— Мы убрали ассоциативный ряд бабушки, то есть ее старушечью немощность. Она весельчак, скачет, прыгает, бегает. Работаю я обычно в паре с другими клоунами. Мы не показываем фокусы, а ведем живое общение с детьми — играем, рассказываем сказки, читаем стихи, поем песни. Ребята смеются над глупостью, юмор для них добрый и понятен только им самим. Чем больше отдача от публики, тем сильнее я растворяюсь и заряжаюсь позитивом. Иногда бывают случаи, когда малыши боятся клоунов, как и Деда Мороза. Обычно они прячутся за юбку мамы, которая объясняет им, что я — это добрая бабушка, ляля. Правильный актер вживается в образ и учитывает возраст аудитории. Когда выступаешь перед малышами, то голос не такой звонкий, а манеры и само появление клоуна на сцене неактивные. Если детям уже лет 10, то можно выскочить, выпрыгнуть или как-то еще эффектно появиться.
— В Новосибирске обучают клоунов?
— Были попытки что-то подобное создать, но не получилось. Поэтому все клоуны в нашем городе самоучки, кроме Ляльки, которая имеет профессиональное образование, окончила колледж культуры. Но я считаю, что мало этому обучиться. Главное — нужно иметь желание. Есть люди, которые родились с театральными способностями. Они всегда по жизни яркие, позитивные, заводилы, лидеры, они развиваются в этом отношении, становятся клоуняшами. Я постоянно посещаю всевозможные театры-студии, мастер-классы по актерскому мастерству, тренинги, лагеря, базы и слеты.
Свадьба сумасшедших
— Я знаю, что вы даже на собственную свадьбу пришли в образе клоунессы…
— Да, эта идея пришла мне в голову спонтанно, когда я стояла в пробке. Я как ведущая очень много видела свадеб, и все они казались мне банальными и скучными. Поэтому решила, что нужно не просто расписаться, а сделать это как-нибудь очень ярко, креативно. Так решила прийти в своем телевизионном образе мультибабушки, а мой муж — в образе Димана-царевича. Он тоже работает профессиональным ведущим, организатором праздников, поэтому согласился. Когда мы подавали заявление во Дворце бракосочетания, предупредили, что у нас будет необычная свадьба. Но сотрудники Дворца, узнав, что я и мои гости придут в костюмах клоунов, подняли бунт и заявили: «Вы что, с ума сошли, у нас государственное учреждение!» А я ответила, что цирк — тоже государственное учреждение. Спорить не стали.
Настал тот великий день — 4 октября. Несмотря на выходной, все работники Дворца бракосочетания вышли на работу, чтобы посмотреть на свадьбу сумасшедших. На торжественную регистрацию мы пригласили друзей-аниматоров, которые загримировались, надели клоунские костюмы, парички и носики. Букетом невесты у меня был кочан капусты, мы специально выкопали его в огороде. На голове в шляпе-тыкве закрепили фату. Живые цветы заменили шариками, а вместо шампанского у нас был организован чайный столик с самоваром, сушками, ватрушками, вареньем. Вместо золотых обручальных колец мы отдали сотрудникам ЗАГСа огромные детские пластмассовые кольца. Они с трудом сдерживали смех, получив их. В самом ЗАГСе мы дурачились. Когда меня спросили, согласна ли я выйти замуж за Димана-царевича, я жевала капусту. Гости тоже вошли в кураж после того, как нас объявили мужем и женой, — шутили и даже валялись на полу от смеха. На улице нас осыпали конфетами, шваброй и веником мы собирали их в кучку. Тут же нас с мужем обмотали туалетной бумагой с изображением денег, чтобы мы были богатыми. Вместо голубей мы запускали в небо резиновых куриц, которые с писком упали на землю. Рядом стоящие женихи и невесты пребывали в шоке. На лобовое стекло нашей машины прилепили наклейку «Тока што поженились», а к бамперу привязали кучу консервных банок, которые с грохотом тянулись шлейфом, пока мы добирались домой. Было очень весело. Через неделю после официальной регистрации у нас была выездная свадьба, где все было по европейскому стандарту, красиво и волшебно. Там мы надели настоящие кольца.