USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Пойдём искать картошку

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото Бориса МОСКВИНА
Фото Бориса МОСКВИНА

Производство картофеля в области растет, но в магазины попадает лишь малая часть урожая

Для сибиряков картофель — второй хлеб. Весной именно в нем, родном, даже пережившем зиму, а не в тепличных огурцах-помидорах или привозных фруктах сохраняется больше всего витаминов и питательных веществ. В этом убежден Николай ПОЛУХИН, заведующий лабораторией селекции и семеноводства картофеля Сибирского НИИ растениеводства и селекции.

Если специалисты советуют, пойду в магазин за картошкой «сибирской породы». В овощном отделе отодвигаю в сторону молодой картофель свежего урожая из Франции, который стоит как деталь от самолета, а пользы в нем, кроме красоты, немного. Не подойдет и египетский — недорог, красив, но по вкусу напоминает мыло. Сетка от агрокомплекса «Емельяновский» — около сорока рублей за килограмм. Да уж, высока цена второго хлеба. Продолжаем перебирать товар. Немаркированные сетки с разнокалиберными клубнями разной степени разложения… Судя по их виду, в них лежит ровно тот же картофель, что находится в почти пустом ящике с надписью «картофель вал» — не похожи они на «сибирский высочайшего качества». То, что в ящике осталось, тоже не внушает доверия: вялый мелкий или крупный почерневший, позеленевший и подгнивший — остаточки.

Впрочем, отметим справедливости ради, в овощных киосках предлагают картофель поровнее, но явно вперемешку — клубень красный продолговатый, другой — желтый круглый, размер разный, а на разрез — как повезет. Большая часть купленного легко может уйти в отходы. По виду не угадаешь — зрение у большинства покупателей не рентгеновское. А жаль...

Где же прячется родной сибирский картофель?

«Товарищи ученые, доценты с кандидатами...»
В поисках причины отсутствия выбора местного картофеля в магазинах города мы обратились в Сибирский научно-исследовательский институт растениеводства и селекции. Экспертное мнение заведующего лабораторией семеноводства картофеля несколько прояснило ситуацию.

По словам Николая Полухина, занимающегося изучением этой культуры с 1974 года, несмотря на проблему неурожайного для картофеля прошлого года, положение усугубляется общей ситуацией в отрасли. Хотя именно в Сибири, по его словам, лучшие условия для картофелеводства — идеально подходящие типы почв, высокий уровень инсоляции… Это гарантирует, что картофель, выращенный здесь, будет обладать отменными вкусовыми качествами, которые обеспечат высокие показатели содержания сухого вещества и крахмала.

Раз такие замечательные условия и вырастает ценный продукт, то почему в наших магазинах весной картофель или привозной, или дорогой, или гнилой?

Что выросло, то сдали
Частные подсобные хозяйства на 98 процентов обеспечивают горожан картофелем. Но сложность в том, что картофелеводство для них не бизнес, а лишь дополнительный источник дохода. Собрали урожай — сдали, не вырос овощ — не беда. Если не преследовать цели регулярно получать доход от выращивания картофеля, не стоит и заботиться о максимальной эффективности производства и высоком качестве продукции.

Отсутствует и возможность их обеспечить: для частного подсобного хозяйства экономически бессмысленно вести сортовую работу и вкладывать средства в закупку качественного семенного материала, который обязательно должен обновляться хотя бы раз в пять-шесть лет. Это дорого: стоимость сортового семенного картофеля достигает 50 — 90 рублей за килограмм. Для индивидуального подсобного хозяйства это непозволительные расходы. А техника, современные экологичные средства защиты и удобрения? Их в частных хозяйствах вы вряд ли найдете по той же причине — дорого и не окупится при объемах производства. Без смены семенного материала сорт вырождается, урожайность и качество картофеля падают. Малые объемы производства не дают внедрять современные технологии…

В итоге мы имеем на прилавках в основном сибирский картофель, произведенный на приусадебных участках области по принципу «что выросло, то сдали»: часто несортовой, скоропортящийся, с плохими вкусовыми качествами.

Эффективно, но «ненаходимо»
Другой подход у фермерских хозяйств и совхозов. Для них вложения в сортовой материал и агрономическую работу окупаются сторицей. Всего лишь верно выбрал сорт и уже обеспечил повышение урожайности, а также высокие вкусовые качества, прекрасные сроки хранения и достойный внешний вид — то есть высокую ликвидность произведенного товара на потребительском рынке.

Проиллюстрировать эффективность выращивания картофеля совхозами можно цифрами: по статистическим данным ЗАО «Совхоз «Приобский», в прошлом году его урожай составил 12 640 центнеров. Специалисты НИИ растениеводства и селекции отмечают очень хорошие показатели эффективности — более 210 центнеров с гектара. А мы помним, что в прошлом году картофеля по области собрали в среднем на 40 процентов меньше из-за неблагоприятных погодных условий.

Но вот с наличием в магазинах города качественного картофеля местных совхозов и фермерских хозяйств уже намного сложнее… Думаю, все станет ясно, если скажу, что для семейной надобности мы ездим за ним в фирменный автомагазин совхоза «Приобский» в другой район города. Стоим в очереди и не понимаем, почему его нельзя купить в ближайшем магазине.

«Вам покрасивше или повкуснее?»
Еще одна проблема связана с отсутствием конкуренции на прилавках магазинов. Производитель при этом может диктовать условия: например, высокую цену или удобный ему сорт — тогда у покупателя нет достаточного выбора, он не может купить тот картофель, который предпочитает.

— Вот в «Марии-Ра» лежит хороший картофель: красная кожица, мякоть желтая, глазки поверхностные — рассказывает Николай Полухин. — Только это «розара» — ранний сорт. Он коммерчески очень выгоден: красив, хорошо хранится, внешне привлекательный. Но созревает «розара» за 50 — 60 дней от посадки, и укороченный период клубнеобразования не позволяет в достаточном объеме накопить сухое вещество и крахмал, в отличие от среднеранних и среднеспелых сортов, у которых этот период практически в два раза больше, соответственно и качество значительно выше.

Взгляд изнутри
Картину глазами потребителя мы описали, но какова ситуация с точки зрения производителей и областной власти? Что происходит в отрасли?
На данный момент Новосибирская область полностью обеспечивает свои потребности в картофеле. За три года его производство в совхозах и сельских хозяйствах, по словам Георгия Иващенко, министра сельского хозяйства Новосибирской области, выросло в два раза.

— Картофелеводство экономически выгодно, и все, кто умеют, им занимаются. Это «Агрос», «Приобский», «Сады Гиганта», «Ярковский» и «Емельяновский». В Черепановском районе у нас 300 гектаров под картофелем, — говорит министр.

То есть на самом деле производство местного картофеля специализированными хозяйствами растет. Так почему до потребителя, приобретающего картофель в крупных торговых сетях, где удобно совершать покупки, он не доходит? Почему его можно найти на продовольственных ярмарках, в фирменных фермерских и совхозных магазинах, но не на прилавках супермаркетов, где поток покупателей в разы больше? Мы задали этот вопрос Виолетте Смирновой, генеральному директору ОАО «Емельяновский».

— Непросто работать с крупными торговыми сетями. У них есть ряд условий, которые надо соблюдать. Это и регулярная доставка продукции, и наличие в штате мерчандайзера, который будет заботиться о выкладке продукции, и стандарты по упаковке товара. По внешнему виду продукция не должна уступать своим европейским аналогам. Продукт должен быть мытый, откалиброванный по размеру и качеству. Критерии очень высокие. К этому нужно быть готовыми. Научиться этому непросто.

Ответ на извечный русский вопрос
Выходит, все упирается в проблему взаимодействия производителя и торговых сетей. Развивать собственную сеть, занимаясь непрофильным для совхоза или фермерского хозяйства бизнесом, сложно. Требуются вложения еще и в эту сферу, хотя некоторые производители идут этим путем.

Гораздо выгоднее повышать объемы продаж через взаимодействие с крупными сетями, тогда у хозяйств появятся большие рынки сбыта, а следовательно, и прибыль повысится. Это, в свою очередь, позволит расширять площади, закупать новую технику и средства защиты и выращивать разнообразные сорта.

А покупатель обязательно проголосует кошельком, потому что знает, какой картофель лучше.

Фотографии статьи
Заведующий лабораторией семеноводства Николай Полухин