USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Василий СИНЕНКО: «Мы знаем, чему учить. Но не знаем как»

Инна ВОЛОШИНА

Реформа системы образования идет в нашей стране уже давно, ежегодно в эту сферу вкладываются миллионы и миллиарды, но тем не менее достаточно часто приходится слышать мнение, что учат в наших школах все хуже и хуже. Почему возникает такая ситуация? Каким должен быть сегодняшний учитель? Как надо строить образовательный процесс в современных реалиях? Об этом и о многом другом на встрече в редакции «Советской Сибири» рассказывает ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации Василий СИНЕНКО.

Умные или глупые?
— Василий Яковлевич, почему в Новосибирске, городе, известном высоким научным потенциалом, выпускники школ сдают Единый государственный экзамен хуже, чем в среднем по России? И в то же время по результатам предметных олимпиад мы впереди России всей… Откуда такой парадокс?

— На мой взгляд, никакого парадокса нет. Корреляция между успехами на олимпиадах и результатами ЕГЭ весьма слабая. Давайте разберемся, какие образовательные учреждения постоянно и стабильно из года в год дают нам победителей предметных олимпиад? Это СУНЦ НГУ, лицей № 130, гимназия № 1, 2-я гимназия. Это, пожалуй, все. Другие школы, лицеи и гимназии подобными успехами похвастаться не могут. А школ в городе, а тем более в области, очень много.

Да, средний балл по ЕГЭ, если учитывать все предметы, у нас действительно несколько ниже, чем в среднем по России. Но при этом по физике, например, он однозначно выше. И еще: у нас очень мало «двоечных» работ, меньше, чем в среднем по России, и больше работ с баллами более 90. Надо иметь в виду, что шкала результатов ЕГЭ является неравномерной, требуется особый подсчет, а не простое нахождение средних значений. Сейчас над этим работают на уровне федерального Министерства образования и науки.

— То есть не так уж все и плохо?

— Все зависит от точки зрения. Но в целом я согласен: в таком регионе, как Новосибирская область, средние результаты ЕГЭ должны быть значительно выше среднего уровня по стране. В этом я полностью согласен с губернатором Василием Алексеевичем Юрченко, который высказывал такую точку зрения. Мы должны учить детей лучше.

Не в компьютерах счастье
— И что же для этого нужно?

— Давайте начнем с начала. Как строится наша система управления сферой образования? Ее можно разделить на два основных направления — организационно-материальное и содержательно-технологическое. Поясню, что я имею в виду. Руководители образования всех уровней в первую очередь обеспокоены материально-технической составляющей учебного процесса: чтобы во всех школах стояли пластиковые окна, были компьютерные классы и интерактивные доски, современные спортзалы и горячее питание. На это направлены и усилия, и денежные средства. И с этим нельзя не согласиться. Условия обучения и воспитания должны быть достойными.

Однако содержательно-технологическая составляющая образования частенько остается за кадром. И если с содержанием учебного процесса все более-менее в порядке — мы знаем, чему надо учить, у нас есть образовательные стандарты, то с современными технологиями преподавания дело обстоит значительно хуже. Зная, чему учить, мы не часто задумываемся, как это делать. А ведь современные, эффективные технологии обучения есть, и их немало. Почему-то многие считают, что стоит на каждую парту поставить компьютер, провести евроремонт в школе — и все дети станут отличниками. Отнюдь. Самое печальное, что это стало нормой. Сегодня как никогда требуется управление внедрениями современных технологий обучения, технологий, обеспечивающих активность учебной деятельности детей.

Есть такое понятие — пятиэлементный урок (его еще называют комбинированным): учитель приходит в класс, спрашивает домашнее задание, объясняет новый материал, закрепляет его и так далее. И так каждый день по всем предметам… При этом учитель авторитарен, а дети пассивны. Ребенку становится скучно, потому что исчезает элемент самостоятельного творчества. Ему вкладывают в голову готовые знания. Но человек устроен так, что он лучше познает новое только тогда, когда доходит до него самостоятельно. И задача учителя — подтолкнуть ребенка к самостоятельному творческому поиску. Учитель должен стать не транслятором готовых знаний, а организатором самостоятельного поиска знаний детьми.

— Так почему же учителя этого не делают?

— Ответ на этот вопрос прост и, увы, печален. Во-первых, у многих учителей сегодня большие нагрузки. Чтобы получать более-менее приличную зарплату, им нужно иметь не 18 часов в неделю, а 24 или даже 36. Вдумайтесь только: каждый день, включая субботу, по шесть уроков! Какое уж тут творчество, специальные методики и индивидуальный подход к каждому ребенку. Как говорится, дай бог обычный урок провести. А ведь к каждому хорошему уроку необходимо готовиться по четыре, а то и более, часа! У нас почему-то отсутствует понимание того, что труд учителя — труд совершенно особый. Мне один чиновник как-то сказал: что такое восемнадцать часов в неделю? Да я в день столько работаю… Ну что тут еще сказать?

А современные технологии обучения, как я уже говорил, есть. Я сам автор одной из них, основанной на принципе учебного познания. Иными словами, ученик на уроке уподобляется ученому-исследователю. Согласитесь, гораздо интереснее самостоятельно изучать проблему, чем ждать, пока ее тебе разжуют и в рот положат. Кстати, подобные методики широко внедряются во всем мире, например в Германии, Испании, Японии. У нас они слабо востребованы. Во-вторых, мощно срабатывает педагогический стереотип, когда учитель идет по пути наименьших затрат творческой энергии. А это как раз заученный на всю жизнь пятиэлементный урок, о котором я говорил выше. Сам по себе он может быть тоже полезен, но не должен быть единственной формой образования детей, особенно когда дети пассивны. В тех регионах, в которых серьезно, на всех уровнях, обсуждаются и внедряются активные, самостоятельные формы учебной работы детей, результаты ЕГЭ выше.

Не бойтесь хвалить!
— Но ведь, как диктует логика, и учителя надо учить, как правильно учить. Простите за невольную тавтологию.

— Конечно! Учитель обязан постоянно учиться. Для этого и существует наш институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Но давайте посмотрим на проблему несколько с иной стороны. Вот, к примеру, приехал к нам на курсы повышения квалификации учитель из какого-нибудь района области. По идее, он должен ехать, уже имея проект своего профессионального роста. Он должен знать, чего хочет добиться и что нового хочет узнать. Далее этот преподаватель выбирает для себя план занятий. И, наконец, в заключении курсовых занятий готовит и защищает перед профессиональным сообществом свой проект. Хорошо? Прекрасно! Но дальше-то что? Этот наш условный преподаватель возвращается к себе в район, в родную школу, и там его новые знания часто оказываются невостребованными. Коллегам и руководству школы часто неинтересно, чему он научился на курсах. И снова уроки идут по старинке… А ведь на повышение квалификации данного педагога были затрачены государственные деньги. Получается, что они пропали.

Сегодня у нас отсутствует четкая вертикаль методических служб, которая отслеживала бы эти процессы. Да, структуры подобные есть, но они разрозненны, в чем-то они дублируют друг друга, а где-то и вовсе занимаются пресловутым контролем. Это снова к вопросу об управлении. Повторю еще раз: чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, руководителям системы образования вместе с методическими службами нужно больше уделять внимания именно технологиям учебного процесса. А для этого они должны быть сами истинными профессионалами от педагогики и частных дидактик.

— Вы говорили о проектах, которые разрабатывают сами учителя. А не могли бы вы привести пример?

— О, их очень много! Например, на прошедшей недавно выставке «УчСиб-2013» золотую медаль завоевал проект, где на уроках биологии и географии дети приобщались к экологическим проблемам. То есть, изучая любую тему, они рассматривали ее в том числе и в экологическом аспекте. Очень интересная методика! Я хочу сказать, что у нас вообще очень много прекрасных учителей. Жаль только, что порой их профессионализм далеко не всегда замечен, изучен и распространен.

— А что вы можете сказать о воспитательной роли школы? Последнее время о ней как-то редко вспоминают…

— К сожалению, вы правы. Перед нами сегодня ставят главную задачу — дать ребенку определенную сумму знаний. Но давайте задумаемся вот о чем: если человек хорошо обучен, но при этом плохо воспитан, он представляет большую опасность для социума, чем человек, не имеющий знаний. Ведь знание — как обоюдоострый меч, который можно использовать так и эдак, как для хорошей цели, так и для плохой.

А ведь вполне возможно объединить образование и воспитание. Если, скажем, ребенок на уроке добился чего-то, получил самостоятельно результат и учитель его похвалил, то маленький человек духовно растет, срабатывают положительные эмоции. В следующий раз ему снова захочется добиться чего-то, сделать что-то полезное. И так, шаг за шагом, формируется духовно-нравственный стержень личности. Не надо стесняться хвалить детей!

БЛИЦИНТЕРВЬЮ
— Какое событие последнего времени произвело на вас наибольшее впечатление?

— Падение челябинского метеорита. Кстати, совершенно зря ругали МЧС и другие службы, что, мол, вовремя не предупредили. Пока у нас просто нет технических возможностей быстро фиксировать, а тем более влиять на небольшие небесные тела, несущиеся с громадными скоростями. Хуже другое. Меня очень огорчил тот факт, что современные дети вообще слабо представляют, что такое метеорит. Астрономию нынче в школе не изучают, и это очень печально. Зато по телевидению постоянно идет вал псевдонаучных передач, ложная информация внедряется в неокрепшее сознание школьников, не снабженных даже элементарными знаниями.

— Какие качества вы больше всего цените в людях?

— Честность, прямолинейность в хорошем смысле этого слова, когда говорят правду, но так, чтобы не оскорбить собеседника. И еще бескорыстие.

— Ваше хобби?

— Я очень люблю что-нибудь мастерить, люблю работать руками. Дома сам чиню всю бытовую технику и другие приборы, причем никогда не читаю инструкции. Мне гораздо интереснее доходить до всего самому. Когда работаешь руками, переключаешься на другой вид деятельности. Люблю классическую музыку, особенно Ференца Листа, Чайковского, люблю вокальное исполнение Франко Корелли, восходящего таланта Евгения Южина, а из эстрады — исполнение Лары Фабиан.