USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Математика, которую можно потрогать

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

На выставке в ГПНТБ экспонаты распределены в пространстве с завидной математической точностью: места вокруг каждого ровно столько, чтобы собраться небольшой группе людей. Здесь каждый сможет не только самостоятельно почерпнуть для себя что-то новое, но и буквально потрогать руками саму математическую суть. И это не удивительно, ведь девиз выставки — «Делай сам и думай сам».

Несколько молодых людей обступили круглый столик, на котором нажимают кнопки в им одним понятной последовательности. Цель — при помощи правильной комбинации зажечь все лампочки, расположенные по периметру стола.

Для любителей всего красивого и необъяснимого — постамент с несколькими емкостями, наполненными мыльным раствором. В каждой емкости палочка в форме трехмерной геометрической фигуры — куба, цилиндра, призмы или тетраэдра — для пускания мыльных пузырей. На поясняющей табличке рядом с экспонатом советуют «медленно и осторожно вытащить металлическую форму из мыльного раствора и насладиться прекрасным зрелищем». Пузыри в параллельно-перпендикулярном пространстве геометрических граней складываются в немыслимо сложные фигуры.

Интеллектуалы и просто те, кто предпочитает задачки посложнее, толпились вокруг многочисленных геометрических головоломок. Здесь задания на сообразительность, на использование пространственного воображения, изобретательность. Больше всего времени тратилось на решение геометрической задачи по составлению из четырех деревянных деталей буквы «т»: от 15 минут до получаса.

Но самым массовым и даже азартным занятием на выставке была сборка моста по методу Леонардо да Винчи. Архитектурное сооружение нужно было построить из больших и маленьких плоских дощечек без использования каких-либо приспособлений и инструментов — только собственные руки и смекалка.

На выставке «Ощути математику!» пробовали свои силы и взрослое поколение, и совсем юные школьники. И, кстати, частенько именно дети решали задачи быстрее, чем взрослые.

— Я сам пытался разгадать одну из головоломок. Пока мне так и не удалось это сделать. Зато дети находили верный ответ с легкостью, — признался директор ГПНТБ СО РАН доктор технических наук Борис Елепов.

Борис Степанович считает, что подобного типа выставка не только развивает у детей пространственное воображение, но и помогает понять и полюбить такую сложную и очень важную науку, как математика.