Не так дорог перегруз, как его последствия
С 15 апреля в Новосибирской области вводится временное весеннее ограничение движения большегрузов на дорогах регионального и межмуниципального значения
Несмотря на плюсовые температуры днем и текущие по дорогам ручьи, в глубине земля промерзшая. «Отпускать» ее начнет ближе к середине апреля, когда дорожное полотно теряет свою несущую способность и максимально восприимчиво к разрушительным нагрузкам. Поэтому уже не первый год в соответствии с постановлением правительства области министр транспорта и дорожного хозяйства региона подписывает приказ об ограничении с 15 апреля по 14 мая движения большегрузных автомобилей на дорогах регионального и межмуниципального значения. Мера непопулярная, но необходимая.
Что имеем, сохраним
Министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Симонов в публичных выступлениях всегда использует цифры для усиления эффекта и более четкого понимания ситуации. Когда говоришь, что объем дорожного фонда НСО в этом году составляет 12 миллиардов рублей, то в отрыве от всего столь масштабная цифра все равно не играет. А когда добавляешь, что на дороги области выделяется более 10 процентов собственных доходов областного бюджета, то уже несколько иначе оцениваешь масштабность и значимость вопроса. Причем одна пятая дорожного фонда расходуется на содержание дорог. В следующем году, кстати, мы должны выйти на 100-процентное нормативное содержание дорог. А это, поверьте, далеко не так просто сделать. И временное весеннее ограничение — шаг, полностью вписывающийся в тенденции.
— Пожалуй, соглашусь с теми, кто критикует нас за недостаточные объемы строительства и капитального ремонта дорог, — говорит Симонов. — В области около 13,5 тысячи километров дорог, и пока денег на все не хватает. Но содержание того, что есть и улучшается с каждым годом, — наиглавнейшая задача.
Министр отмечает, что кто бы ни выражал недовольство, решение принято, продиктовано здравым смыслом и научно обосновано.
— Наши дороги два раза в год переходят из зимы в лето и обратно, — сказал он. — Даже не для полотна, а для грунтов, на которые оно уложено, это крайне сложно. Можно, конечно, объявить вольницу года на два-три, но потом мы останемся ни с чем в прямом смысле этого слова. Хранить и содержать дороги дорого, но строить — на порядок дороже.
Ограничение, а не запрет
Не секрет, что у нас любят любое ограничивающее или запрещающее решение власти принимать чересчур близко к сердцу, видя при этом с изрядной долей лукавства только черное, но не замечая белого.
Между тем еще два года назад правительство области приняло решение о существенном снижении с декабря по март ставок за перевозку инертных, строительных и прочих материалов, чтобы минимизировать нагрузки на дороги и позволить хозяйствующим субъектам спокойно запастись всем необходимым. Также вводимое ограничение не касается целого ряда грузов категории жизненной необходимости, таких как пищевые продукты, животные, лекарственные препараты, горюче-смазочные материалы, семена и удобрения, почтовые, а также грузы, необходимые для предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. Кроме того, ограничение движения транспортных средств с нагрузкой на ось более пяти тонн без специального разрешения не распространяется на международные перевозки грузов, пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные, а также на транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Огромный спектр, как выясняется. А кто же тогда остается не у дел? Например, контейнерные перевозки, которые, конечно, тоже необходимы, но не жизненно важны.
— Я еще приказ не подписал, — добавляет Николай Симонов, — а мне уже начали звонить производители железобетона из Линёво и строители, которые с ними сотрудничают. Хоть это и федеральная трасса, на которой также вводятся ограничения, и к тому же я прекрасно понимаю, что интересы бизнеса не терпят задержек и проволочек, но и нас нужно понять: приоритеты расставлены, и они распространяются на большинство жителей региона, которые заслуживают езды по качественным дорогам.
Исполняющей организацией приказа министра является Территориальное управление автодорог Новосибирской области, где и должны быть оформлены специальные разрешения. По словам начальника отдела весового контроля, дорожного сервиса и рекламы Игоря Горожанина, суммы невелики и с прошлого года не менялись.
Здесь вновь пригодится великая сила сравнения. За прошлый год выручка от продажи разрешений на сверхлимитный перевоз грузов в период весеннего ограничения составила всего около 25 миллионов рублей. Поставим рядом объем дорожного фонда НСО (12 миллиардов), представим количество хозяйствующих субъектов и рейсов, которые совершит за месяц их автотранспорт, и поймем: расценки более чем щадящие, и во главу угла ставится не желание применить к коммерсантам драконовские меры, а попытка хоть как-то компенсировать вред дорогам, который все равно будет нанесен.
Не пойти на поводу у паводка
Подготовка дорог области к паводку — тема также злободневная, хотя и чуть отдаленная по времени. По оперативной информации министерства транспорта и дорожного хозяйства, по области «вскрыто» — очищено от снега полотно и обочины — около 25 процентов дорог и примерно 8 — 10 процентов водопропускных труб. В регионе 287 мостов на опорной сети дорог и 350 — на муниципальных дорогах области: везде ведутся работы по расчистке русел рек, подходов и прочая рутинная работа, от качественного выполнения которой в этом году зависит очень многое. Если паводковая ситуация будет развиваться по неблагоприятному сценарию, то стихия придирчиво спросит с людей. Поэтому нужно быть во всеоружии и не пойти на поводу у паводка.
А КАК У НИХ?
Ограничения допустимой нагрузки на ось тяжелых автомобилей и автопоездов на период весеннего оттаивания грунта вводят во многих северных странах.
Финляндия. Здесь регулярно измеряют глубину промерзания и оценивают прочность асфальтовой одежды. Дорожная администрация следит за результатами этих измерений, а также за поступающей от метеорологов информацией. Осевую нагрузку транспортных средств дорожная полиция контролирует с помощью портативных весов. Плату за ее превышение взимают пропорционально расчетному повреждению покрытия.
Норвегия. Для введения весеннего ограничения дорожного движения здесь определяли прогибы дорожной одежды и глубину промерзания начиная с января до конца периода оттаивания дорожной конструкции. Весеннее ограничение нагрузки вводили, когда слои оттаивали на глубину 20 — 25 см от поверхности покрытия. Однако в 1995 году было решено отказаться от весеннего ограничения движения автомобилей.
Канада. Вопросы обеспечения сохранности автомобильных дорог за счет снижения осевой нагрузки в весенний период года находятся под юрисдикцией соответствующих провинций. Дорожная администрация каждой провинции самостоятельно вводит ограничения движения грузовых автомобилей в весенний период на своей территории. От провинции к провинции меняется не только продолжительность периода ограничения движения, но и величина допустимых нагрузок.
США. Условия замерзания и оттаивания, характерные для ограничения движения, имеются в 22 штатах, однако вводится оно лишь в 19 из них на период от 8 до 9 недель. При этом в некоторых штатах руководствуются визуальными наблюдениями: просачивание воды через трещины в покрытии при проезде автомобиля, быстрое разрушение верхнего слоя, размягченные обочины. В ряде штатов определяют прогиб поверхности покрытия, используют датчики глубины промерзания, а также данные о среднесуточной температуре воздуха и покрытия, чтобы прогнозировать ход оттаивания.
По информации сайта perevesa.net
СПРАВКА
По всем вопросам, связанным с введением ограничения, в том числе для получения специального разрешения, необходимо обращаться в ГКУ НСО ТУАД по адресу: г. Новосибирск, ул. Никитина, 20/2, телефон/факс 335-81-66 (контактное лицо — Игорь Юрьевич Горожанин), официальный сайт www.tuad.nsk.ru
ЦИФРА
По данным Росавтодора, для подготовки к борьбе с весенним половодьем и паводком по стране задействовано 990 специализированных бригад, привлечено 8 925 специалистов