USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не так дорог перегруз, как его последствия

Виталий СЕРГЕЕВ
Большегрузы, перевозящие продукты питания или горючее, не подпадают под ограничение. Фото Аркадия УВАРОВА
Большегрузы, перевозящие продукты питания или горючее, не подпадают под ограничение. Фото Аркадия УВАРОВА

С 15 апреля в Новосибирской области вводится временное весеннее ограничение движения большегрузов на дорогах регионального и межмуниципального значения

Несмотря на плюсовые температуры днем и текущие по дорогам ручьи, в глубине земля промерзшая. «Отпускать» ее начнет ближе к середине апреля, когда дорожное полотно теряет свою несущую способность и максимально восприимчиво к разрушительным нагрузкам. Поэтому уже не первый год в соответствии с постановлением правительства области министр транспорта и дорожного хозяйства региона подписывает приказ об ограничении с 15 апреля по 14 мая движения большегрузных автомобилей на дорогах регионального и межмуниципального значения. Мера непопулярная, но необходимая.

Что имеем, сохраним
Министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Симонов в публичных выступлениях всегда использует цифры для усиления эффекта и более четкого понимания ситуации. Когда говоришь, что объем дорожного фонда НСО в этом году составляет 12 миллиардов рублей, то в отрыве от всего столь масштабная цифра все равно не играет. А когда добавляешь, что на дороги области выделяется более 10 процентов собственных доходов областного бюджета, то уже несколько иначе оцениваешь масштабность и значимость вопроса. Причем одна пятая дорожного фонда расходуется на содержание дорог. В следующем году, кстати, мы должны выйти на 100-процентное нормативное содержание дорог. А это, поверьте, далеко не так просто сделать. И временное весеннее ограничение — шаг, полностью вписывающийся в тенденции.

— Пожалуй, соглашусь с теми, кто критикует нас за недостаточные объемы строительства и капитального ремонта дорог, — говорит Симонов. — В области около 13,5 тысячи километров дорог, и пока денег на все не хватает. Но содержание того, что есть и улучшается с каждым годом, — наиглавнейшая задача.

Министр отмечает, что кто бы ни выражал недовольство, решение принято, продиктовано здравым смыслом и научно обосновано.

— Наши дороги два раза в год переходят из зимы в лето и обратно, — сказал он. — Даже не для полотна, а для грунтов, на которые оно уложено, это крайне сложно. Можно, конечно, объявить вольницу года на два-три, но потом мы останемся ни с чем в прямом смысле этого слова. Хранить и содержать дороги дорого, но строить — на порядок дороже.

Ограничение, а не запрет
Не секрет, что у нас любят любое ограничивающее или запрещающее решение власти принимать чересчур близко к сердцу, видя при этом с изрядной долей лукавства только черное, но не замечая белого.

Между тем еще два года назад правительство области приняло решение о существенном снижении с декабря по март ставок за перевозку инертных, строительных и прочих материалов, чтобы минимизировать нагрузки на дороги и позволить хозяйствующим субъектам спокойно запастись всем необходимым. Также вводимое ограничение не касается целого ряда грузов категории жизненной необходимости, таких как пищевые продукты, животные, лекарственные препараты, горюче-смазочные материалы, семена и удобрения, почтовые, а также грузы, необходимые для предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. Кроме того, ограничение движения транспортных средств с нагрузкой на ось более пяти тонн без специального разрешения не распространяется на международные перевозки грузов, пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные, а также на транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Огромный спектр, как выясняется. А кто же тогда остается не у дел? Например, контейнерные перевозки, которые, конечно, тоже необходимы, но не жизненно важны.

— Я еще приказ не подписал, — добавляет Николай Симонов, — а мне уже начали звонить производители железобетона из Линёво и строители, которые с ними сотрудничают. Хоть это и федеральная трасса, на которой также вводятся ограничения, и к тому же я прекрасно понимаю, что интересы бизнеса не терпят задержек и проволочек, но и нас нужно понять: приоритеты расставлены, и они распространяются на большинство жителей региона, которые заслуживают езды по качественным дорогам.

Исполняющей организацией приказа министра является Территориальное управление автодорог Новосибирской области, где и должны быть оформлены специальные разрешения. По словам начальника отдела весового контроля, дорожного сервиса и рекламы Игоря Горожанина, суммы невелики и с прошлого года не менялись.

Здесь вновь пригодится великая сила сравнения. За прошлый год выручка от продажи разрешений на сверхлимитный перевоз грузов в период весеннего ограничения составила всего около 25 миллионов рублей. Поставим рядом объем дорожного фонда НСО (12 миллиардов), представим количество хозяйствующих субъектов и рейсов, которые совершит за месяц их автотранспорт, и поймем: расценки более чем щадящие, и во главу угла ставится не желание применить к коммерсантам драконовские меры, а попытка хоть как-то компенсировать вред дорогам, который все равно будет нанесен.

Не пойти на поводу у паводка
Подготовка дорог области к паводку — тема также злободневная, хотя и чуть отдаленная по времени. По оперативной информации министерства транспорта и дорожного хозяйства, по области «вскрыто» — очищено от снега полотно и обочины — около 25 процентов дорог и примерно 8 — 10 процентов водопропускных труб. В регионе 287 мостов на опорной сети дорог и 350 — на муниципальных дорогах области: везде ведутся работы по расчистке русел рек, подходов и прочая рутинная работа, от качественного выполнения которой в этом году зависит очень многое. Если паводковая ситуация будет развиваться по неблагоприятному сценарию, то стихия придирчиво спросит с людей. Поэтому нужно быть во всеоружии и не пойти на поводу у паводка.

А КАК У НИХ?
Ограничения допустимой нагрузки на ось тяжелых автомобилей и автопоездов на период весеннего оттаивания грунта вводят во многих северных странах.

Финляндия. Здесь регулярно измеряют глубину промерзания и оценивают прочность асфальтовой одежды. Дорожная администрация следит за результатами этих измерений, а также за поступающей от метеорологов информацией. Осевую нагрузку транспортных средств дорожная полиция контролирует с помощью портативных весов. Плату за ее превышение взимают пропорционально расчетному повреждению покрытия.

Норвегия. Для введения весеннего ограничения дорожного движения здесь определяли прогибы дорожной одежды и глубину промерзания начиная с января до конца периода оттаивания дорожной конструкции. Весеннее ограничение нагрузки вводили, когда слои оттаивали на глубину 20 — 25 см от поверхности покрытия. Однако в 1995 году было решено отказаться от весеннего ограничения движения автомобилей.

Канада. Вопросы обеспечения сохранности автомобильных дорог за счет снижения осевой нагрузки в весенний период года находятся под юрисдикцией соответствующих провинций. Дорожная администрация каждой провинции самостоятельно вводит ограничения движения грузовых автомобилей в весенний период на своей территории. От провинции к провинции меняется не только продолжительность периода ограничения движения, но и величина допустимых нагрузок.

США. Условия замерзания и оттаивания, характерные для ограничения движения, имеются в 22 штатах, однако вводится оно лишь в 19 из них на период от 8 до 9 недель. При этом в некоторых штатах руководствуются визуальными наблюдениями: просачивание воды через трещины в покрытии при проезде автомобиля, быстрое разрушение верхнего слоя, размягченные обочины. В ряде штатов определяют прогиб поверхности покрытия, используют датчики глубины промерзания, а также данные о среднесуточной температуре воздуха и покрытия, чтобы прогнозировать ход оттаивания.
По информации сайта perevesa.net


СПРАВКА
По всем вопросам, связанным с введением ограничения, в том числе для получения специального разрешения, необходимо обращаться в ГКУ НСО ТУАД по адресу: г. Новосибирск, ул. Никитина, 20/2, телефон/факс 335-81-66 (контактное лицо — Игорь Юрьевич Горожанин), официальный сайт www.tuad.nsk.ru

ЦИФРА
По данным Росавтодора, для подготовки к борьбе с весенним половодьем и паводком по стране задействовано 990 специализированных бригад, привлечено 8 925 специалистов