USD 102.2911 EUR 105.0893
 

Кого поманит небо?

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Учащиеся Сибирского авиационного кадетского корпуса имени Покрышкина — возможное будущее региональной авиации. Фото Михаила ПЕРМИНА
Учащиеся Сибирского авиационного кадетского корпуса имени Покрышкина — возможное будущее региональной авиации. Фото Михаила ПЕРМИНА

Образовательный комплекс Новосибирской области уже включился в реализацию федеральной программы по развитию региональной авиации и подготовке летно-технических кадров

Росавиацией 2013-й год обозначен как переломный, поворотный в развитии региональной авиации. Должны быть приняты решения и выработаны механизмы, которые кардинально изменят ситуацию. Для нашего региона проблема авиасообщений более чем актуальна.

В очень многих авиапредприятиях Сибири средний возраст пилотов уже критический — за 45 — 50 лет, инженеров радиоэлектронного оборудования и аэропортовых техников — 54 — 60 лет.

Это в общем-то неудивительно, учитывая, что в Сибирском федеральном округе всего 12 профильных госучреждений профессионального образования, расположенных в Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске и Улан-Удэ. Однако большинство из них работают в секторе авиастроения и готовят кадры для авиационных заводов. Учреждения, готовящего летно-технические кадры для гражданской авиации, пока в регионе нет. Частично нехватка компенсируется учебными заведениями, осуществляющими дополнительное образование, но совсем частично. Да и в тех заведениях, где специалистов для авиации все-таки готовят, материальная база осталась на уровне советских времен. Между тем самолеты сейчас другие. Что говорить, если на всю Россию — 15 высших и профессиональных образовательных учреждений гражданской авиации, из которых только шесть готовят кадры летных профессий. Почти все выпускники этих вузов и училищ уходят в магистральную авиацию, а региональным авиалиниям не остается практически ничего. «Ломать» ситуацию и поворачивать в нужном направлении необходимо — этого требует и Правительство России.

Авиации нельзя без авиаторов
Посещавший в августе прошлого года Новосибирск Председатель Правительства России Дмитрий Медведев провел в нашем городе правительственное совещание, посвященное развитию региональных пассажирских авиаперевозок. Премьер-министр тогда отметил, что государство ежегодно инвестирует на специальные программы по развитию региональной сети авиаперевозок около 5,5 миллиарда рублей, которые идут на сохранение и развитие аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на субсидирование лизинга воздушных судов в размере от 15 до 30 процентов стоимости самолета. И готово вкладывать больше в случае, если будет понимание, куда и как двигаться.

На том совещании речь больше шла о технической и финансовой стороне вопроса: где и какие самолеты закупать, что делать с аэропортовым хозяйством. За последние 20 лет количество аэропортов на территории Российской Федерации сократилось с 1 300 до 315, и подавляющая часть — это малые аэропорты. С 2003 года практически на одной отметке — 4 — 4,5 миллиона пассажиров в год — застыл объем региональных авиаперевозок. В ответ на заинтересованность федеральной власти началось и движение в регионах. Но очень быстро стало очевидно, что одной покупкой самолетов и ремонтом аэропортов проблема не ограничивается. Самолетами ведь должен кто-то управлять, а на земле необходимо качественное обслуживание. Как и где изыскать резервы для региональной авиации, в минувшую пятницу в Новосибирске пытались разобраться члены Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В совещании участвовали представители федеральных и региональных органов власти, руководители авиапредприятий и образовательных учреждений.

В поисках мотивации
Медведев здраво замечал, что к масштабам СССР региональную сеть авиаперевозок уже не вернуть, да и этого не требуется — слишком далеко шагнули вперед железная дорога и автотранспорт, но четко работающая система нужна. Причем на получение ощутимых результатов государство отводит не так много времени — 5 — 7 лет. Особенно маленьким этот срок очевидно стал после выступлений начальников межрегиональных управлений воздушного транспорта Западной и Восточной Сибири. Профессионалы не стали в своем кругу сыпать победными реляциями и позитивными отчетами, а без прикрас обрисовали ситуацию с кадровым составом в отрасли.

Вариантами нестандартных решений на местах поделился с участниками совещания министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов. Владимиру Алексеевичу обсуждаемый вопрос был не только предельно понятен, но даже близок — по базовому образованию он авиаинженер. По словам министра, одними финансовыми вливаниями в отрасль и в переоснащение учебных заведений проблему не решить. Нужно в масштабах страны создать условия и сформировать у молодежи мотивацию для получения сложных технических специальностей. В Новосибирской области, нацеленной на развитие высокотехнологичных, инновационных производств, к этому вопросу подходят комплексно.

— В 2010 году у нас в регионе появилось 23 спецкласса, — сказал Владимир Никонов. — Школам, где они были созданы, выделили средства на приобретение оборудования, в три раза увеличили подушевое финансирование. 88 процентов первых выпускников спецклассов выбрали «свои» специальности и без проблем поступили в вузы, в том числе и на технические факультеты. Сегодня в регионе уже 110 таких классов, в которых обучаются около 2 700 человек.

Кроме того, в регионе уже не первый год существует образовательный консорциум, объединяющий факультет летательных аппаратов НГТУ, Новосибирский авиационный технический колледж, профессиональное училище № 1 и Новосибирский авиазавод имени Чкалова. И если деятельность этого консорциума в большей степени направлена на вновь растущие кадровые потребности авиазавода, то открытый в 2009-м Сибирский авиационный кадетский корпус имени Покрышкина — реальная заявка на базовую площадку для подготовки кадров для авиации, в том числе и региональной.

— Несмотря на то что это, по сути, школа, учат профессии там серьезно, по-взрослому, — отметил Никонов. — 145 кадетов уже имеют опыт полетов на планерах, 13 человек самостоятельно управляли самолетом Як-52. И главное, мы видим у учащихся именно мотивацию — быть причастным к авиации, остаться в профессии. С учетом того, что совсем недавно мы расширили возможности для дополнительного набора кадетов, а при наборе в корпус уже существует конкурс, то очевидно — мы на правильном пути.

В целом участники совещания сошлись во мнении, что успех в вопросах подготовки кадров вряд ли возможен без интеграции усилий власти и авиабизнеса. Качественная целевая подготовка специалистов наиболее эффективна на основе государственно-частного партнерства. Представители образовательного сектора отметили также готовность осуществлять комплексную подготовку по специальностям для гражданской авиации. Тем более что сейчас существуют возможности оснащения технической базы учебных заведений и за счет федеральных средств. Но и предприятия должны активно участвовать, формировать заказ на представителей конкретных специальностей.

ЦИФРА
В России себестоимость региональных авиаперевозок превышает среднемировые показатели на 25 — 40 процентов.