ЖКХ переходного периода
Общедомовые приборы учета должны быть установлены до конца года, считают представители областного правительства
Время глобальных перемен в жилищно-коммунальной сфере, которые коснутся всех и каждого, уже наступило — сомневаться в этом не приходится. Вырастут ли нормативы и тарифы на услуги ЖКХ в ближайшие годы? Как будет организован всенародный сбор денег на капремонт жилья и кто гарантирует сохранность этих накоплений? Что может (и должно) сделать государство для приведения жилфонда в нормативное состояние? Вопросов много — ответ пока один: всё вышеперечисленное находится в фокусе внимания исполнительной и законодательной властей. Поиск решений продолжается.
Полгода назад парламентарии региона высказали свою позицию по проблемам жилищно-коммунального хозяйства вполне четко и определенно — впервые за долгое время. Свое видение ситуации и конкретные предложения депутаты изложили в обращении к губернатору Василию Юрченко, которое было принято на 22-й сессии регионального Заксобрания.
О том, как идет работа по реализации этого обращения, речь шла на очередном заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
Нормы для нормативов
Благодаря оперативному вмешательству губернатора срок введения нормативов потребления удалось сдвинуть на 1 января 2014 года (распоряжение губернатора области от 28.02.2013 № 40-р «О перерасчете размера платы граждан за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Новосибирской области»). И все-таки в депутатские приемные продолжают поступать жалобы, связанные именно с шокирующими платежками. Люди взволнованы ростом начислений и хотят знать, что предпринимают власти для решения проблемы. Будет ли определен экономически обоснованный, социально справедливый размер платежей за жилищно-коммунальные услуги?
По словам руководителя департамента по тарифам Натальи Жудиковой, очевидно, что еще далеко не все жители многоквартирных домов знают о приостановлении действия нормативов потребления, а значит — людей нужно информировать.
Между тем и парламентарии, и представители регионального правительства признают: время дорого, и превратить оставшуюся часть года в «тактическую паузу», за которой последует очередной скачок цен за услуги ЖКХ, — не выход из положения.
Наталья Жудикова отмечает, что сейчас на федеральном уровне происходят очень важные события — правительство разрабатывает и, возможно, внесет изменения в законодательство. Имеются в виду правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354, а также правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 306.
Кроме того, в области прилагается максимум усилий для установки приборов учета в многоквартирных домах. По словам Натальи Жудиковой, там, где жилфонд обеспечен приборами на сто процентов, вопросов по нормативам не возникает. Отсюда задача — установить общедомовые приборы учета до конца года и дать возможность гражданам платить за жилищно-коммунальные услуги по справедливости.
Однако Николай Мочалин, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, напомнил, что провести «оприборивание» в ближайшие месяцы очень непросто. Ведь только в Новосибирске доля домов, не оснащенных общедомовыми счетчиками, составляет примерно пятьдесят процентов. Именно на жителей этих домов распространяются колоссальные нормы потребления, ввод которых отсрочен до конца года.
Особую тревогу внушает ситуация, сложившаяся в сельских районах. Андрей Панфёров, заместитель председателя комитета, подчеркнул, что жителям сел установить счетчики еще сложнее, чем горожанам. Но и оставаться без приборов учета им разорительно.
— Учитывая достаток, которым располагают сельские жители, приходится признать, что нормативы для них неподъемны, — подчеркивает Андрей Панфёров. — Поэтому вопрос установки приборов учета в селе нужно решать кардинально. Все-таки мы должны приближаться к «земле», а «земля» — это не только Новосибирск, где ситуация, в общем-то, понятна, но и сельские районы.
Общий котел грозит взорваться
По мнению депутата Олега Сметанина, реализация федерального закона РФ № 271-ФЗ о капитальном ремонте может привести к социальному взрыву. Поэтому парламентарии региона должны обратиться к Президенту страны и Госдуме с предложением приостановить действие закона и проанализировать ситуацию тщательнейшим образом.
Олег Сметанин заявил, что, во-первых, закон о капремонте противоречит 16-й статье закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой капремонт должно проводить государство, а не граждане. Во-вторых, принцип «общего котла» (или, говоря иначе, перекрестного финансирования) противоречит Жилищному кодексу. В-третьих, новый закон ничего не говорит о поддержке социально незащищенных категорий населения, к которым относится огромное число россиян. В-четвертых, игнорирует проблему ветхого жилья, которого фактически много больше, чем значится в официальных данных. Наконец, в новом законе ничего не сказано о государственном и муниципальном софинансировании, о долгосрочном кредитовании, о защите средств граждан от инфляции… Все это вместе взятое заставляет депутата предположить, что реализация ФЗ № 271 приведет «к разрушению системы управления многоквартирными домами и хаосу в сфере ЖКХ».
Впрочем, ожидать реакции федерального центра на обращение сложа руки было бы неверно. Понимая это, представители правительства подготовили модель регионального закона по капремонту жилых домов. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области Денис Вершинин предложил депутатам еще раз встретиться и обсудить, как она будет реализовываться. Тем более что уточнения со стороны федерального центра еще идут, и корректировка модели продолжается.
Члены регионального парламента высказались за то, чтобы создать рабочую группу, провести общественные слушания и обсудить краеугольный вопрос: какой должна быть доля финансового участия государства в капремонте? Эксперты проведут аналитическую работу и сформулируют предложения, с которыми можно будет выйти на федеральный уровень.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай МОЧАЛИН, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно- коммунальному комплексу и тарифам:
— Постановление Правительства № 306, на которое ссылается областной департамент по тарифам, дает возможность региональным властям для маневра по расчетам нормативов. У нас в 45 % домов установлены приборы учета тепловой энергии, в 38 % — горячей и в 39 % домов — холодной воды. Это дает возможность рассчитывать нормативы с применением аналогового метода, взяв в качестве основы среднее потребление воды. Но департамент по тарифам использовал расчетный метод установления нормативов. В результате платежи за коммунальные услуги значительно увеличились, люди начали справедливо возмущаться, причем не только в Новосибирске, но и по всей стране. Потребовалось вмешательство Президента, чтобы исправить эту ситуацию. Считаю, что министерство экономического развития, которое курирует департамент по тарифам, должно прогнозировать последствия принимаемых решений с учетом платежеспособности населения, четко и понятно разъяснять, с чем связан рост платежей, что делается для исправления этого положения, какие компенсации могут быть предусмотрены.