USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Реформы не для формы, а по сути

Юлия НАЗАРЕНКО
Разговор о том, какие решения готовятся и принимаются в Федеральном собрании,  Виктор Косоуров называет разговором  «за жизнь»: «В моем понимании жизнь и то,  из чего она складывается, — это и есть моя работа». Фото Аркадия УВАРОВА
Разговор о том, какие решения готовятся и принимаются в Федеральном собрании, Виктор Косоуров называет разговором «за жизнь»: «В моем понимании жизнь и то, из чего она складывается, — это и есть моя работа». Фото Аркадия УВАРОВА

Сенатор от Новосибирской области отмечает социальную активность земляков

Каждая встреча в редакции с представителем верхней палаты Федерального собрания, первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политики, заместителем председателя комиссии СФ по интеллектуальной собственности Виктором КОСОУРОВЫМ всегда имеет конкретную цель — донести до читателей газеты, какие решения принимаются на уровне главного законодательного органа страны. Вот и в этот раз Виктор Семёнович рассказал о наиболее значимых из них.

— Какими событиями живет Совет Федерации? Можно обозначить одним словом: реформа. О необходимости нового подхода к формированию Совета Федерации заявил Президент России Владимир Путин в июне прошлого года. От лица главы государства прошлой осенью был внесен на рассмотрение соответствующий закон, и мы его приняли.

Не могу не высказать слова благодарности новосибирцам за то, что они не остались в стороне: из шести тысяч замечаний, полученных в ходе всенародного обсуждения роли и места верхней палаты Федерального собрания в государственно-политической системе страны, немало предложений высказано жителями Новосибирской области.

О переменах в Совете Федерации
— Если говорить о составляющих реформы, то их две. Одна — формальная: было 24 комитета в СФ, стало десять. Это сокращение начальников, представительств, кабинетов, словом, определенная экономия. Но все это форма, не суть.

Благодаря реформе все заседания комитетов Совета Федерации и парламентские слушания проходят в режиме онлайн с трансляцией в Интернете. Это создает их прозрачность и дает возможность позиционирования того или иного из обсуждаемых вопросов.

В мае прошлого года создали объединенный совет законодателей — Государственной думы и Совета Федерации. Объединение дает более комфортные условия для местных законодательных органов, существенно упрощает их взаимодействие с Федеральным собранием.

К слову об эффективности взаимодействия Совета Федерации с местными законодательными органами. К сожалению, статистика такова, что лишь шесть процентов законодательных инициатив из регионов реализуются на практике. Это не говорит о том, что они слабы или несущественны. Иногда для их продвижения не хватает формальной детали. От Новосибирской области за последние несколько лет прошли две законодательные инициативы, они были приняты в первом чтении: первая касается запрета пропаганды гомосексуализма, вторая — деятельности органов местного самоуправления в части организации музеев.

Хотелось бы, чтобы эффективность взаимодействия между законодателями всех уровней была выше. Именно поэтому мы договорились с председателем Законодательного собрания Новосибирской области Иваном Морозом, что любая законодательная инициатива на начальном уровне ее подготовки будет отсылаться в Совет Федерации. Я берусь оперативно провести документ через правовой отдел. И только после этого, оформленная соответствующим образом, инициатива будет направлена в Госдуму.

Обязательно использую возможность и на правительственном часе, где перед нами выступают руководители федеральных министерств и ведомств, задать от имени новосибирцев вопросы, которые необходимо прояснить для соответствующих областных ведомств по их просьбе.

О союзном государстве
— В августе прошлого года было принято решение создать из представителей верхней палаты Белорусского собрания и Совета Федерации РФ единый орган для отработки более четкого взаимодействия между регионами наших стран. Я вошел в эту группу. В середине февраля 2013 года состоялось ее первое выездное заседание в Минске. Сегодня мы вышли на принципиально новый уровень отношений между Россией и Беларусью в рамках союзного государства. Напомню, что на базе Таможенного союза в прошлом году с июля вступило в действие Единое экономическое пространство в рамках трех государств — Беларуси, России и Казахстана. Это иллюстрируется и возросшим объемом товарооборота, и целым рядом моментов, возникающих благодаря усиливающимся интеграционным процессам.

Но пока не решен ряд вопросов, в том числе методика согласования принятых в рамках союзных программ решений. Они проходят через все задействованные министерства: сначала с одной стороны, а потом с другой. На это уходит до трех лет. А если речь идет о научно-технической разработке? За такой срок теряется ее актуальность. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости изменения методики согласования. Предполагается, что к концу этого года она будет доработана.

Об эффективности научных разработок
— Сегодня в нашей стране заметно растет затратная часть на научно-исследовательские, конструкторские работы. Реально же в коммерческий оборот вовлекается всего около двух процентов результатов интеллектуальной деятельности. Без создания настоящего рынка интеллектуальной собственности переход к инновационной экономике невозможен. Между тем в России финансирование научных и опытно-конструкторских работ на 80 процентов осуществляется из бюджета, и только 20 процентов — средства частного капитала. Либерализация политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, их ускоренная передача в реальный сектор экономики требуют создания соответствующей законодательной базы. И она активно формируется. Так, Совет по интеллектуальной собственности СФ уже внес 23 поправки в Гражданский кодекс. Мы выработали более эффективный механизм.

В частности, если Минпром РФ, являющийся одновременно и государственным заказчиком, и собственником результатов интеллектуальной деятельности, их в течение года не использовал, он будет обязан передать это авторам или исполнителям. И депутаты Госдумы на 100 процентов поддержали поправки.

Совет Федерации также обратился к Председателю Правительства РФ по поводу необходимости создания государственной стратегии интеллектуальной собственности. Вероятно, уже в мае-июне на парламентских слушаниях нам ее представят. В концептуальном плане идея взята из позиций Всемирной организации интеллектуальной собственности, штаб-квартира которой дислоцируется в Женеве. Они дали рекомендации по созданию национальных стратегий во всех странах. Для примера: три года назад Китай принял подобный документ, в результате ему удалось увеличить патенты мирового уровня на свои изобретения на 34 процента. И для России принятие стратегии — один из шагов к созданию рынка интеллектуальной собственности.

О защите от космических угроз
— В ноябре 2012 года меня уполномочили возглавить рабочую группу по подготовке круглого стола «Меры планетарной защиты от космических рисков и угроз». О том, что через несколько месяцев произойдет в Челябинске, никто тогда не мог догадываться. В рабочую группу вошли представители Роскосмоса, Минобороны, РАН. В нашу задачу входило создать прецедент, донести до руководства страны всю важность поиска подхода к решению этой проблемы. Сейчас по поводу падения метеорита чего только не пишут: надо выделить десятки миллиардов, создать центры по реагированию и так далее. Много скоропалительных выводов. Я согласен с высказыванием одного из ведущих ученых Российской академии наук, который заявил, что это природное явление нужно изучить, сопоставить с теми наработками, которые есть. Ведь за эту тему у нас берутся не впервые. Совет безопасности ставил такую задачу в прошлом году, и там тоже готовились предложения. Другое дело, что они не находили активного использования. 12 марта в Совете Федерации прошел круглый стол по теме «О разработке мер по обеспечению планетарной безопасности от космических рисков и угроз». Интерес со стороны СМИ к нему был огромный. Участники его — представители СФ и ГД, руководители институтов РАН, Федерального космического агентства, Министерства по делам ГО и ЧС — были едины в том, что противодействие угрозам из космоса требует международного законодательного сотрудничества. России необходим единый центр, который позволит скоординировать все ресурсы по обеспечению планетарной безопасности от космических рисков и угроз. Только тогда страна сможет участвовать в международной кооперации, защищая свои интересы.

О кластерной политике
— Что такое кластерное развитие, в чем его эффективность и как нам устранить барьеры? Как правило, кластер — это мощное трио: предприятия, способные выпускать ту или иную продукцию, научное подразделение, генерирующее инновации, и высшее учебное заведение, готовящее кадры для реализации инновационных идей на производстве.

В России уже есть определенный опыт по созданию кластеров, как положительный, так и отрицательный. Это дается непросто. Ведь на сегодняшний день даже самого понятия «кластер» нет в законодательной базе. Чтобы выстроить полноценную систему, придется аккумулировать весь имеющийся опыт.

Во-первых, в июне прошлого года комитет СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике провел первое выездное заседание в Димитровграде Ульяновской области, где создавали инновационный ядерный кластер на базе существующих реакторов, строящейся мощной республиканской клиники по использованию радионуклидов и филиала МИФИ по подготовке ядерщиков-врачей — симбиоза двух специальностей. И в конце этого года они должны запустить производство, которое позволит серьезно продвинуться в вопросах применения радионуклидов в лечении онкозаболеваний.

Во-вторых, в сентябре 2012 года в рамках Байкальского экономического форума мы провели круглый стол «Территориальные кластеры как особенность развития экономики регионов Сибири и Дальнего Востока». Было высказано много интересных предложений, в том числе главой администрации рабочего поселка Кольцово Николаем Красниковым.

В-третьих, уже есть договоренность с губернатором Василием Юрченко о том, что в Новосибирске, где накоплен опыт по созданию условий и инфраструктуры для формирования кластеров, в конце этого года или начале следующего также провести выездное заседание комитета СФ, как в Димитровграде.

Произведя мониторинг ситуации, определив список проблем, требующих решения в законодательном порядке, Совет Федерации намерен уже в течение 2013 года выйти с законодательными инициативами по этой теме.

ФАКТ
Губернатор Василий Юрченко провел первое заседание совета по маркетинговому продвижению Новосибирской области, результатом работы которого должна стать узнаваемость региона как территории с комфортными условиями проживания и ведения бизнеса.

КСТАТИ
У сенатора в редакции была и другая миссия. Виктор Косоуров вручил редактору «Советской Сибири» Татьяне Асадчей благодарность «За многолетний добросовестный труд во благо формирования гражданского общества» за подписью председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.