USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Поедем или поплывём?

Виталий ЗЛОДЕЕВ, Светлана СЫСОЕВА, Анатолий СМИРНОВ, Нина ЕГОРОВА
Фото Зои ТЮРИНОЙ
Фото Зои ТЮРИНОЙ

К 15 марта территориальная сеть дорог должна быть подготовлена к паводку

Первый плюсовой день, да еще и с дождем, устроил в Новосибирске мини-репетицию того, что нас ждет уже совсем скоро. Природу не перехитрить, и паводок все равно будет. Вопрос в том, насколько оперативно удастся отреагировать на всевозможные ЧП, связанные с этим периодом, и каковы будут последствия. Руководство Территориального управления автомобильных дорог еще в декабре подписало приказ о подготовке и разработке противопаводковых мероприятий. С 15 марта Росгидрометцентр обещает по области стабильно плюсовые температуры в дневное время. К этому числу дорожники области должны быть подготовлены на все сто.

— Сегодня заместители ряда начальников отдела находятся в районах, контролируют выполнение предусмотренных работ, на местных противопаводковых комиссиях обсуждают моменты, которые мы, возможно, не учли, и дорабатывают план мероприятий на местах, — докладывал журналистам на прошлой неделе начальник ТУАД НСО Константин Громенко. — В период прохождения паводка на всех дорожных объектах подрядчиками будет осуществляться дежурство в круглосуточном режиме. За всеми мостовыми сооружениями закреплены ответственные лица.

Весенние месяцы, когда столбик термометра постоянно скачет то выше, то ниже нулевой отметки, — самый трудный период для работников дорожных служб. После таяния снега в марте-апреле в поры на асфальте попадает вода, затем ночью она замерзает и увеличивается в объеме на 15 процентов, расширяя границы трещин. В результате, особенно если дорожное полотно уложено некачественно, температурные колебания приводят к появлению глубоких трещин и ямок, а также к пучению дорожного полотна. Хорошо, если из-за большого количества выпавшего снега земля промерзла не сильно, тогда последствия будут легче, но чистить территориальные и муниципальные дороги все равно придется.

С прошлой пятницы подрядные организации в районах области проводят сброс снежных валов с обочин дорог за откос насыпи, чтобы вешние воды не подтекали под «дорожную одежду». Также начались работы по открытию водопропускных труб, которые закупоривали осенью, чтобы внутрь труб не нанесло снег и мусор.

На особом контроле у Территориального управления те дороги, где разрушения наиболее вероятны. Каждый год этот список содержит от 150 до 200 участков. При этом реальный ущерб талые воды наносят примерно семи-восьми объектам. В прошлом — по сути сухом — году зафиксировали только три таких случая. Как будет нынешней весной, покажет время и, безусловно, профессиональная работа дорожников.

— Почему происходит разрушение трубы или насыпи? — задается вопросом Громенко. — По большей части от того, что часть областных дорог была построена хозяйственным способом: организациями, далекими от дорожного хозяйства, соответственно, при отсутствии проектно-сметной документации и без соблюдения норм, либо потому, что эти дороги не ремонтировали уже 20 — 30 лет и более.

Впрочем, есть и другая причина: несанкционированные водоемы и плотины, возведенные частными лицами. Как не трудно догадаться, необходимая документация на них также не оформлялась. Следовательно, насколько прочным получилось сооружение, можно узнать только экспериментальным путем. Часть из них, конечно, выстаивает под напором растаявшего снега, а другую поток размывает — и накопленной массой вода обрушивается на дорогу и водопропускные трубы.

На такой случай дорожниками уже заготовлено свыше 100 тысяч кубометров щебня, тысячи кубометров песка и камня, около 100 водопропускных труб на замену, подготовлена техника и сформирован запас ГСМ.

— Ни одно село не окажется отрезанным от внешнего мира, — уверяет Громенко. — Та же скорая помощь проедет даже по грунтовым дорогам. В крайнем случае за дорожными организациями мы всегда закрепляем тягачи повышенной проходимости, которые помогут застрявшим как легковым, так и грузовым автомобилям.

КСТАТИ
КУЙБЫШЕВ
Если в период с 1 ноября 2011-го по 1 марта 2012 года с улиц Куйбышева вывезено на снегоотвалы 5 744 кубометра снега, то уже сегодня удалено из города 27 800 «кубов». Некоторые улицы за зиму приходилось чистить несколько десятков раз…

Площадь всех городских дорог составляет около миллиона квадратных метров. От снега освобождены уже более 17 миллионов (!). Приобретение городской администрацией в этом году для муниципальных дорожников новой техники — КамАЗа, грейдера и трактора Т-150 — пришлось весьма кстати. Хотя для расчистки приходится привлекать и технику посторонних организаций — «Дорстроя» или «Системы Сервис 4+».

Проблемные участки города — новостройки в районе телевизионного ретранслятора и частный сектор Мошнино. Но больше всего хлопот доставляет Гуляевский жилмассив, расположенный в болотистом месте. Там извилистые улочки забиты снегом настолько, что вязнут даже грейдеры, работающие в паре, чтобы страховать друг друга.

Что касается межпоселковых трасс, в первую очередь техника организации «Строители Дорог Сибири» выходит на расчистку сорока маршрутов, по которым из малых деревень подвозят школьников на учебу к школам в более крупных поселениях, а также дорог, соединяющих центральные усадьбы с райцентром.


КИРЗА
На прошлой неделе переулок Южный в Кирзе бороздили исключительно снегоходы — другой транспорт не шел. В выходные избавления от снежного плена здесь никто не ждал. Но в воскресенье к полудню в переулке появилась весьма экзотическая машина с ковшом — как оказалось, японский погрузчик.

— Бороться со снегом тяжело, потому что нам не хватает техники, — говорит глава администрации Кирзинского сельсовета Татьяна Чичина. — Жалоб много, и это несмотря на то, что мы не знаем ни выходных, ни проходных. Но успеть за непогодой не можем: вечером расчистим село, а утром я уже не могу никуда проехать.

Кроме обильных снегопадов, беда еще в том, что у муниципалитета нет снегоуборочной техники. Ту, что имели, несколько лет назад отдали в аренду ООО «Комфорт», которое нынче отказалось заниматься очисткой снега. В прошлом году районная администрация выделила Кирзинскому сельсовету трактор, но у муниципалитета не нашлось средств на приобретение навесного оборудования, и его передали в аренду местному сельхозпредприятию СПК «Кирзинское», которое приняло на себя львиную долю забот по очистке территории.