Между прошлым и будущим
При переписи 2020 года респонденты, скорее всего, получат возможность самостоятельно заполнять электронные переписные листы в сети Интернет
В прошлом году Новосибирская область отметила 75-летие, а этом году исполняется 120 лет Новосибирску. Как выглядит наш регион на шкале времени между недалеким прошлым и ближайшим будущим? Этот вопрос мы задали руководителю территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области доктору экономических наук, профессору Александру КИСЕЛЬНИКОВУ.
Кадры решают всё
— Александр Андреевич, принимая во внимание известную фразу «Кадры решают все», давайте начнем с демографии.
— Человеческий капитал действительно можно назвать главным богатством страны и каждого региона. Поэтому нас очень порадовало, что в начале 2012 года численность жителей Новосибирска вышла на отметку 1,5 миллиона, а в конце 2012 года впервые за последние 20 лет у нас в области зафиксирован естественный прирост населения. В целом демографические процессы, происходящие в области, отражают общероссийские тенденции. Максимальное число жителей региона было зафиксировано в 1989 году, затем началась убыль. За период между переписями 1989 и 2002 годов население области сократилось с 2 778,7 тысячи человек до 2 692,3 тысячи, между 2002 и 2010 годами — еще на 26,3 тысячи человек, то есть на 1 % (по России — на 1,6 %).
По Новосибирску же картина иная. Если с 1999 по 2007 год наблюдалось ежегодное стабильное снижение численности его населения, то первое десятилетие нового столетия закончилось для города с демографической точки зрения позитивными тенденциями. При переписи 2010 года численность населения Новосибирска достигла максимального значения с момента его образования, увеличившись по сравнению с 2002 годом на 48,2 тыс. человек (3,4 %). На долю Новосибирска приходится 72 % городского населения области.
— Какие изменения произошли в качественных характеристиках населения?
— С точки зрения экономического развития важную роль играет соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения. К сожалению, эти показатели повода для оптимизма пока не дают. Перепись 2010 года впервые после 1989-го зафиксировала снижение числа лиц трудоспособного возраста. В 2002 — 2010 годах численность жителей пенсионного возраста возросла в нашей области на 8 %, они составляют 22,3 % населения (в 1989 году — 17,7 %). Число трудовых ресурсов в 2010 году стало меньше, чем в 2007 — 2009 годах, хотя по отношению к 1990 году прирост составил 7 %. Начался поворот к негативным тенденциям изменения возрастных соотношений, и они, увы, будут нарастать.
— Может быть, положение как-то смягчат такие характеристики населения, как уровень образования, рост квалификации, за счет которых повышаются эффективность производства и производительность труда?
— Показатели по уровню образования на первый взгляд радуют. Как подтвердили итоги переписи 2010 года, в Новосибирской области стало больше образованных людей. 1 401 тысяча человек (64,1 %) в возрасте от 15 лет и старше в 2010 году имели профессиональное образование, включая высшее, неполное высшее, среднее и начальное. Значительно увеличилось число выпускников вузов. Однако данные о занятости свидетельствуют, что немало дипломированных специалистов остаются за бортом экономики, их специальности не востребованы на рынке труда. Не секрет и то, что качество образования не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Что касается квалификации рабочих, то здесь ситуация еще более острая — специалистов рабочих профессий не хватает на всех предприятиях. Мигранты, за счет которых сейчас в основном идет восполнение трудовых ресурсов, — это, как правило, неквалифицированные кадры. Кстати, на протяжении последних лет самая большая десятилетняя группа в составе безработных — от 20 до 29 лет, в 2010 году она составляла почти треть безработных.
— Изменились ли в последние годы структура занятости и рынок труда?
— Преобразования в экономике неизбежно влекут такие изменения. Например, наблюдается тенденция уменьшения доли населения, работающего в организациях и на предприятиях, становится больше занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Так, удельный вес среднесписочной численности работников организаций снизился за 2001 — 2010 годы с 81,4 до 68,8 %, а удельный вес занятых индивидуальным трудом, по найму у отдельных граждан и занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации увеличился с 15,9 до 22 %. Рабочая сила перетекает из производственных видов деятельности в сферу услуг. На фоне сокращения кадрового потенциала промышленных предприятий, строительства и науки увеличивалась численность занятых в управлении, финансово-кредитной, страховой сферах, росло число занятых в области информационных технологий.
В 2011 году уровень занятости населения области составил 64,5 %. Это выше, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (61,5 %) и в целом по России (63,8 %). По этому показателю Новосибирская область занимала первое место среди субъектов СФО, тем не менее он не достиг уровня 1992 года.
Жить стало лучше?
— Александр Андреевич, как главный статистик нашей области можете ли вы подтвердить мнение, что несмотря ни на что люди стали жить лучше?
— Смотря что с чем сравнивать. Если взять динамику денежных доходов населения Новосибирской области за период с 1991 по 2011 год, то уровень жизни резко упал, затем долго снижался, потом наблюдался рост. В 2011 году уровень реальных доходов не превысил две трети от соответствующего показателя 1991 года. Но ряд факторов и обстоятельств позволили смягчить этот удар. Прежде всего это те составляющие уровня жизни, которые не входят в текущие доходы и расходы: высокий уровень обеспеченности благоустроенным жильем, наличие вполне удовлетворительных систем здравоохранения и образования. Импорт дешевых товаров ширпотреба, хлынувших в страну, помог в решении бытовых проблем.
Одними из главных социальных итогов проведенных в стране преобразований стали расслоение общества и нарастание социального неравенства, прежде всего в денежных доходах — сегодня оно у нас даже выше, чем в США и Великобритании. Поэтому делать однозначные выводы об уровне благосостояния граждан, базируясь на динамике средних денежных доходов, еще более опрометчиво, чем судить о качестве лечения больных на основании средней температуры по больнице. Все зависит от положения человека в социуме — места его проживания, профессии, сферы деятельности. К примеру, средний уровень заработной платы в Новосибирской области в сфере финансов в семь раз превышает ее размер в сельском хозяйстве. В 2010 году за чертой бедности в нашей области было 16,7 % населения, в 2011 году — 16,5 %. Примерно такой же показатель по России и по Сибирскому федеральному округу. В эту категорию входят пенсионеры, неполные и многодетные семьи, низкооплачиваемые работники. Стоит заметить, что в России «черта бедности» на очень низком уровне по сравнению с развитыми европейскими странами.
Вместе с тем данные обследований домашних хозяйств показывают, что по товарам народного потребления, которые в советский период считались признаком зажиточности и даже роскоши, идет неуклонное насыщение потребностей. Они стали доступны для большинства семей. В 2010 году в Новосибирской области в среднем на одно домохозяйство приходилось 1,5 телевизора, 2 мобильных телефона, в каждой семье имелись видеомагнитофоны или видеоплееры, стиральные машины; в каждой второй семье — автомобили, компьютеры, микроволновые печи. Растет показатель обеспеченности жильем.
В формат газетной публикации невозможно вместить огромный массив статистического материала, отражающего весь спектр факторов, влияющих на наше социально-экономическое положение. В книге «Новосибирская область: люди, события, факты», вышедшей к 75-летию нашей области, я как автор одного из разделов привел более подробные данные, показывающие состояние и перемены в различных сферах.
Время покажет…
— Какие перемены, на ваш взгляд, ждут наш регион в ближайшем будущем?
— Данные статистики помогают выявлять динамику, тенденции и на их основе делать прогнозы. Но не во власти статистики предусмотреть политические перемены. Думаю, многое покажет следующая перепись населения, которая должна состояться в 2020 году.
— Кстати, правда, что она будет проводиться по Интернету и за отказ от участия в ней могут оштрафовать?
— Это очень вероятно. При переписи 2020 года респонденты, скорее всего, получат возможность самостоятельно заполнять электронные переписные листы в сети Интернет. Часть населения будут опрашивать с помощью планшетных компьютеров переписчики. Но не исключается и традиционный метод — запись ответов в бумажные формы переписных листов. Новая методика может быть опробована уже в 2015 году при проведении микропереписи населения.
Росстат настаивает на том, что следующая перепись в стране должна быть обязательной для всех, как в США, Англии, Польше, Венгрии, Болгарии, Швейцарии и ряде других стран. В Англии, например, отказ от участия в переписи может обойтись нарушителю в одну тысячу фунтов стерлингов или несколько месяцев тюремного заключения. Ужесточение требований к переписям предусмотрено планом присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития.