Андрей КСЕНЗОВ: Нужно быть внимательным к каждому инвестору
Последние годы Новосибирская область все чаще упоминается как инвестиционно привлекательный регион. В мае 2012 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинг области до уровня BB+ — прогноз стабильный. Несколькими месяцами позже на Всемирном экономическом форуме в Сочи консалтинговая компания Strategy Partners Group обнародовала рейтинг международной конкурентоспособности регионов России. Новосибирская область возглавила этот рейтинг, опередив Москву. В чем наши конкурентные преимущества? Изменит ли ситуацию вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО)? На эти и другие вопросы «Советской Сибири» ответил заместитель губернатора Новосибирской области Андрей КСЕНЗОВ.
Новые экономические условия
— Андрей Евгеньевич, одна из самых обсуждаемых тем последнего года — вступление России в ВТО. Изменится ли что-то для Новосибирской области в новых экономических условиях?
— Существует достаточно много точек зрения, как вступление в ВТО повлияет на экономку. Как известно, идея ВТО в том, чтобы убрать барьеры и расширить возможности для торговли. Жители России должны в будущем увидеть снижение цен и на импортные товары, и на товары российского производства.
Что касается региональной экономики, перспективы Новосибирской области после вступления в ВТО, скорее, позитивные. У нас есть хороший промышленный, в том числе высокотехнологический, и транспортно-логистический потенциал, огромный научный комплекс, развитое сельское хозяйство. Ряд наших предприятий может соперничать с зарубежными производителями.
Второй момент — присоединение к ВТО откроет дорогу прямым иностранным инвестициям. А инвестиционные потоки будут направлены туда, где можно эффективно работать и развиваться. Нам нужно продолжить формирование слаженных механизмов работы с инвесторами. Необходимо обеспечивать инвесторам доступ к энергомощностям и инженерным сетям. Важно также создавать привлекательные условия для размещения производств в отдаленных районах, чтобы не допустить «территориального неравенства».
Прирост по итогам 2012 года иностранных инвестиций на 44 процента позволяет надеяться, что в настоящее время мы движемся в правильном направлении.
— Что будет с сельхозпроизводителями?
— Со вступлением в ВТО изменятся подходы к субсидированию сельского хозяйства, но государство продолжит его поддержку. Правительство области ведет системную работу по адаптации этого сектора к условиям ВТО. Сельское хозяйство — основа продовольственной безопасности, поэтому правительство и отдает ему приоритет. Например, губернатор поддержал инициативу академиков СО РАСХН об организации Агротехнопарка — это очень серьезный, масштабный проект. В настоящее время ведутся работы по его созданию. Уже известны несколько десятков резидентов Агротехнопарка.
— Ведутся ли в настоящее время какие-то переговоры с крупными инвесторами, которые готовы прийти в агросектор области?
— Прорабатываются проекты по созданию новых промышленных производств в Болотнинском и Тогучинском районах. Есть ряд предложений по строительству комплексов по производству сельхозпродукции. На последнем заседании инвестиционного совета при губернаторе Новосибирской области был представлен проект по организации крупного животноводческого комплекса в Каргатском районе.
— Андрей Евгеньевич, вы упоминаете различные проекты в районах области. Как инвесторы реагируют на то, что им предлагают участвовать в проектах в удаленных сельских районах, а не вблизи от Новосибирска?
— Еще десять лет назад инвесторы, приходившие на территорию области, требовали землю в Новосибирске, а сейчас инвестиционные проекты реализуются на территории всего региона. Мы понимаем, что районы области имеют разную степень привлекательности для инвесторов, поэтому усилили меры государственной поддержки проектов на территориях, где уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя ниже, чем в среднем по области.
Мощным катализатором инвестиционных процессов в районах является развитие дорожной, инженерной и социальной инфраструктуры — это необходимое условие для привлечения бизнеса. Мы не только закладываем в областной бюджет максимально возможные средства, но и принимаем решения, необходимые для формирования инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства, чтобы ускорить процесс развития.
Ключевую роль в привлечении инвестиций играет и активность муниципалитетов. В области создан институт инвестиционных уполномоченных в муниципальных районах, которые на местах отвечают за сопровождение проектов. Есть поручение Президента — обеспечить инвесторам постоянный доступ и связь с руководителем региона. Это выполняется как на областном, так и на муниципальном уровнях.
Факторы конкурентоспособности
— Развитие промышленности также является приоритетной задачей государства. В своем декабрьском послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин поставил задачу — к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Какие у нашей области есть механизмы для выполнения этой задачи?
— Область оказывает государственную поддержку проектам создания, расширения и модернизации производств. Для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, субсидии для компенсации части процентной ставки по кредитам, лизинговым платежам, на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов, на подключение к инженерно-техническим сетям, государственные гарантии, а также целый комплекс нефинансовых мер. Привлекаются средства федерального бюджета на техническое перевооружение предприятий.
Но без усилий самих предприятий ничего не получится, ничего не создастся само собой. Так, на заводе химконцентратов (НЗХК) работают по «системе «Тойоты»: каждый рабочий может написать мастеру или директору завода открытое письмо о том, как изменить, например, технологию производства или же как эффективнее использовать рабочее время. Подобные инициативы есть на многих предприятиях. Если заглянуть в нашу историю, то это те же рационалистические предложения, которые практиковались в советское время.
— В различных рейтингах Новосибирская область фигурирует в лидерах по инвестиционной привлекательности. С чем, на ваш взгляд, это связано?
— Неоднократно говорилось, что одно из основных конкурентных преимуществ — выгодное географическое положение Новосибирской области. Но оно не является единственным и определяющим, мы можем его потерять, если перестанем реагировать на изменения рынка и технологий, выстраивать партнерские взаимоотношения. Нужно внимательно относиться и к большому, и к маленькому инвестору.
В 2012 году в Новосибирской области региональным министерством экономического развития велась работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. В настоящее время план мероприятий по внедрению стандарта выполнен на 70 процентов: например, разработаны единый регламент сопровождения инвестиционных и предпринимательских проектов по принципу «единого окна» и ряд других механизмов работы с инвесторами.
Однако важен не только благоприятный деловой климат, но и комфортная среда для жителей региона. К нам приезжают учиться амбициозные молодые люди из других регионов, а также северных территорий и военнослужащие, которые увольняются из Вооруженных сил, — это говорит о многом. Необходимо, чтобы органы исполнительной власти и предприятия работали на развитие инфраструктуры нашей области, чтобы она соответствовала современным требованиям. Например, иногда губернатор журит и город Новосибирск, и другие города и поселения области, что снег лучше надо убирать. Это тоже соревнование за создание лучших, комфортных условий для жителей области.
Оптимизация транспорта
— Кстати о снеге и связанных с ним проблемах: из-за обильных снегопадов тема работы общественного транспорта в этом году стоит как никогда остро. Но ведь хорошая транспортная сеть тоже влияет на инвестиционную привлекательность. Что планируется сделать для ее улучшения?
— За последние 15 лет общественный транспорт области прошел несколько циклов развития, и сейчас мы на пороге следующего этапа. Надо менять структуру и менталитет перевозок. Это касается не только Новосибирска, но и всего региона. У частных перевозчиков в основном одна задача — заработать. Поэтому, когда, например, падает пассажиропоток после 21 часа, некоторые перевозчики могут не выйти на маршрут. Здесь мы возвращаемся к вопросу гибкого тарифа — люди согласны платить за проезд несколько больше, если они буду знать, что автобус придет и в 22:00, и в 23:00. Для повышения надежности работы транспорта имеет смысл повысить долю государственных и муниципальных перевозок. Это в большей степени касается даже не Новосибирска, где достаточно высокая транспортная насыщенность, а Новосибирского сельского района, где бывает, что частные перевозчики не выходят на маршрут. Для ряда удаленных от Новосибирска районов тоже нужны более жесткие маршрутные условия.
Эта зима показала, какие заносы могут быть на дорогах Новосибирской области и других регионов, в которые ездят наши автобусы. Поэтому необходимо создать сеть метеостанций, чтобы мы заранее знали о дорожной обстановке. Сейчас работа по ее созданию ведется региональным министерством транспорта.
Блицинтервью
— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Порядочность в отношениях и умение поддержать, вовремя подставить плечо, подсказать, особенно когда это делается максимально корректно.
— Есть ли у вас хобби?
— Если брать спорт — это большой теннис и беговые лыжи, постоянно участвую в Лыжне России. Хорошие книги — многие из них заставляют задумываться над историческими событиями и рассматривать их с другого ракурса. Кроме того, мы с женой уже давно собачники — у нас фокстерьер, хороший подвижный пес.
ФАКТ
Планируемый объем инвестиций в основной капитал Новосибирской области в 2013 году — 200 миллиардов рублей