USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Подход Гугучкина

Николай ЦАРЕВ
Оборудование завода трудится без устали. Фото Аркадия УВАРОВА
Оборудование завода трудится без устали. Фото Аркадия УВАРОВА

Человек, который не руководил бригадой или цехом, не сможет полноценно управлять многотысячным коллективом

Прекрасную базовую подготовку специалиста-электронщика Валерий Гугучкин получил в НЭТИ (ныне — НГТУ) еще в советские времена. Большой жизненный и производственный опыт, научная работа, порядочность и энергичность позволили ему стать руководителем, которого уважают и ценят не только в холдинге «РАТМ», куда входит «Экран — оптические системы», но и коллектив предприятия. Во многом благодаря инициативе генерального директора завод обладает не только огромным экономическим потенциалом, но и служит примером социальной заботы о рабочих и инженерно-технических работниках. Обо всем этом наш корреспондент беседует с Валерием ГУГУЧКИНЫМ.

Отец был прав
— Валерий Иванович, предполагали в послевоенной юности, что станете ученым-производственником, изобретателем и руководителем в такой интересной сфере, как электроника?

— В средних классах школы у меня были хорошие результаты в точных науках, что во многом и предопределило мою судьбу. Поступил в НЭТИ и окончил вуз в 1965 году. С тех пор моя жизнь инженера связана с предприятием «Экран», а после его реструктуризации — с заводом «Экран — оптические системы». Рост как организатора и руководителя предопределили пионерская и комсомольская организации, где я всегда был в числе лидеров. По окончании института мне поступило предложение пойти в аспирантуру, но отговорил папа Иван Егорович. «Иди на завод, понюхай мазута, потяни лямку вместе с рабочим классом. Там и поймешь, как тебе нужна аспирантура», — сказал он, что я и сделал. Отец оказался прав.

Дойдя до должности сменного инженера, понял, что нужно расширять кругозор. Карьерные лестницы обязательны в движении руководителя. Глубоко убежден, что человек, который не руководил бригадой, цехом, не сможет полноценно управлять многотысячным коллективом.

— Вы подчеркиваете, что являетесь инженером. Насколько это важно для вас?

— Очень важно. Я, конечно, инженер наряду с тем, что являюсь организатором и обязан быть финансистом, экономистом, знать систему управления, быть коммерсантом, то есть владеть системой закупок и продаж, чтобы оптимизировать все затраты, которые есть на производстве. Мои карьерные ступеньки были связаны с работой инженера и руководителя инженерных подразделений.

Ступени роста
— Связи с НГТУ сохранились?

— Не секрет, что отраслевая наука еще с девяностых годов переживает кризис. Поэтому для нас и, думаю, для НГТУ важна взаимная связь. Мы постоянно работаем с кафедрами электронных приборов и полупроводников. Проводим научно-исследовательскую работу по хоздоговорным темам. Что это дает? Наши молодые специалисты втягиваются в процесс исследований. Иначе бы они закостенели.

Если раньше специалист мог находиться на одной карьерной ступеньке от двух до пяти лет, то сегодня это непозволительно. У нынешнего времени другие скорости. К тому же приходится учитывать демографическую ситуацию в стране. В промышленности, науке сегодня ребята и девушки до 28 — 30 лет. Есть и старшее поколение — те, кому за 55 лет. А средней прослойки практически нет! Пока не ушли старшие, надо интегрировать их потенциал с возможностями молодежи, давать ей быстрый рост.

— Валерий Иванович, рассказывают, у вас по отношению к молодежи особая тактика — своеобразный «подход Гугучкина»?

— Тактика, говорите? Раньше как было принято на производстве? Приходил молодой человек, ему как начинающему давали низкую зарплату. А парню надо устраивать жизнь, жилье. Человек помыкается — и уходит на менее интеллектуальное, менее наукоемкое производство, а то и просто в торговлю. У нас на заводе не так. Я постоянно подчеркиваю, что молодой специалист должен получать зарплату выше, чем ветеран. Согласитесь, у ветерана производства жизнь устроена. А у молодого новичка, как правило, нет ни квартиры, ни дачи, ни гаража... Даже сводить в кафе девушку или раз в неделю подарить цветы — на это деньги нужны. Даю молодым зарплату больше, чем ветеранам. Это мое ноу-хау.

Поэт уступил физику
— Если брать во внимание ваши точные науки и увлечение поэзией, вы настоящий шестидесятник. Как идет спор Гугучкина-физика и Гугучкина-лирика?

— Поэт во мне уступил место физику (инженеру), хотя я занимался в литературном объединении НЭТИ, публиковал стихи в центральных изданиях. Мне советовали даже поступать в литературный институт, но на каком-то этапе понял, что остановился в поэзии, а в технической науке пошел вперед.

— И все-таки…

— У меня в основном лирика о природе:

…И по утрам, едва вскочив
с постели,
Стремглав лечу я
на морозный двор.
Нет, я не жду, что ночь
расстелет
Не жесткий снег,
а красочный ковер.
И потому, едва захлопнув
двери,
Не досмотрев последний
сладкий сон,
Я лишь хочу вновь стон
услышать елей
И свист пурги, звучащей
в унисон.


Три кита
— Что удалось почерпнуть, будучи на японских заводах?

— Когда «Экран» осваивал производство цветных кинескопов, мне довелось побывать на предприятиях Японии и Южной Кореи. Вынес главное — отношение к организации освоения новых изделий. Оно состоит из трех моментов: поощрение и приоритет инженерного труда, глубокая мотивация труда каждого на заводе и работа от потребителя (заказчика). Что касается последнего, то необходимо строить свою работу не от стандартов, а от желания потребителя. Быстро менять номенклатуру и выкидывать продукт на рынок — только так рынок может дышать. Это путь выхода на передовой уровень экономики.

Стараюсь строить работу по этим трем принципам, и что-то удается. Наша продукция относительно качественная, конкурентоспособная. Восемь лет подряд завод занимает в городе Новосибирске и Заельцовском районе первое место по экономическим и социальным показателям.

Дорог каждый
— Специализация ваша связана с оптико-электронными приборами. Удается вам видеть специалиста, что называется, насквозь?

— Насквозь — вряд ли, но отбор кадров — это высокая и ответственная задача руководителя. Необходимо выбирать специалистов достойных и направлять каждого в нужное русло, учитывая его особенности. Ошибаться в выборе нельзя. Достиг специалист определенной ступени — его нужно вовремя перевести на другую ступень, добавить зарплату, расширить задачу. Однажды я совершил ошибку, точнее недосмотр. Был в отпуске, потом в командировке и просмотрел толкового специалиста… Он уволился, а когда я предпринял попытки его вернуть, было уже поздно — тот успел освоиться на новом месте, пусть даже и требующем меньше извилин.

— Чем можно привлечь инженера?

— Частично я уже ответил на этот вопрос. На предприятии многое делается для работников. Дотируем питание заводчан. Создали свой медицинский центр. Есть тренажерный зал, центр физической и психологической разгрузки, зал настольного тенниса, аэробики, йоги, испанских танцев. Занятия бесплатны, а труд тренеров оплачивает завод.

В последние три года мы буквально ворвались в число спортивных лидеров Заельцовского района — по волейболу, футболу, шахматам, настольному теннису. Недавно, 23 февраля, выезжали отдыхать на горнолыжный комплекс. Проводим конкурсы стенных газет, поделок. Вот в моем кабинете подаренный мне домовенок. Видите: «На счастье, на удачу».

СПРАВКА
Валерий ГУГУЧКИН — генеральный директор ЗАО «Экран — оптические системы», заслуженный машиностроитель Российской Федерации, почетный радист России, кандидат технических наук, доцент, автор 48 опубликованных научно-технических работ, 18 свидетельств на изобретения и патентов, 179 рационализаторских предложений. В электронной промышленности прошел все ступени карьерного роста до руководителя высокоэффективного предприятия, выпускающего технику ночного видения, фотоэлектронные умножители, используемые в космических, ядерных и медицинских исследованиях, радиационной дозиметрии, астронавигации и летательных аппаратах.

ФАКТ
Фотоэлектронные умножители завода «Экран — оптические системы» отслеживают космическое пространство с американских станций «Винт-1» и «Винт-2». Во всех спускаемых космических аппаратах новосибирские фотоэлектронные умножители руководят двигателями мягкой посадки. Фотоэлектронными умножителями оснащены астрофизические полигоны в Италии, Франции, США, а также Баксанская нейтринная обсерватория в России. Такие приборы дают возможность специалистам «заглядывать» далеко за Млечный Путь и отслеживать в так называемом дальнем небе объекты, удаленные от Земли на расстояние более 200 световых лет!

Руководимое Валерием Гугучкиным предприятие экспортирует 85 процентов выпускаемой продукции. В числе импортеров — США, Канада, Израиль, ФРГ, Индия, Китай и Южная Америка.

Фотографии статьи
Фото Аркадия УВАРОВА