Овчинка стоит выделки
Руководство Доволенского района поощряет разведение овец местными жителями
—Вы знаете, что Пётр Первый не только корабли строил, — обратился Иван Дегтяренко, профессор Новосибирского аграрного университета, к главам поселений, собственникам личных подсобных хозяйств и учащимся профессионального училища. — Он пригласил в Россию лучших овчаров, а подчиненным приказал во всем помогать заграничным специалистам… Екатерина Вторая своим указом карала смертной казнью тех, кто распахивал пастбищные угодья. Вот так в нашей стране берегли овец.
Пимы по-прежнему актуальны
Доволенский район, где проходила эта встреча, располагает хорошей базой для животноводства. Свободные пастбища, обилие водоемов, а, кроме того, большое число фермеров и индивидуальных подворий. Как освоить весь этот ресурс? Что предложить сельчанам? Крупнорогатое животноводство здесь, как и у многих, топчется на месте. У отрасли одна цель — в условиях безденежья и бескормицы сохранить поголовье. По этим же причинам хозяева частного сектора с сожалением продают коров.
Овца и коза… Не выход ли это? Менее требовательные к содержанию, с хорошим выходом овчины и шерсти, полезным для здоровья человека мясом и молоком. Обсудить такой вопрос и пригласили доволенцы к себе своего земляка кандидата сельскохозяйственных наук Ивана Дегтяренко. В течение двух часов Иван Васильевич рассказывал о своем профессиональном увлечении — овце- и козоводстве.
— До конца девяностых годов прошлого столетия овца у нас была в великом почете, а сейчас не может подняться на заслуженное место. Что дает нам это животное? В первую очередь теплую обувь! Догадались, какую? — обратился он к учащимся профессионального училища.
— Валенки, — почти хором ответили ребята.
— Когда зимой на улице минус 40, пимы свое назначение не потеряли. А их начали катать еще при Иване Грозном! — продолжил свое выступление гость.
Он напомнил известные истины: территория России — это огромные просторы, разнообразие климата, овцы и козы обеспечивали россиян мясом, шерстью, овчиной и молоком на протяжении долгих лет. Его интересный рассказ учащиеся конспектировали. Главы и собственники подворий приветливо кивали головой, соглашаясь с каждым словом.
Коза — альтернатива корове
В нашей стране до 1999 года насчитывалось 148 миллионов овец. В Новосибирской области в госхозяйствах их поголовье доходило до 950 тысяч и у частников до 2,5 миллиона. Доволенский район был одним из ведущих в этой отрасли.
Рыночные отношения практически уничтожили овцеводство. Такая же участь постигла и фабрики по переработке овчины и шерсти. Государство полностью отказалось от отечественного сырья. Это привело к тому, что в большинстве колхозов шерсть складировали, использовали при строительстве или просто сжигали — руководители не могли ее продать.
О последствиях такой реформы в сельском хозяйстве не понаслышке знают наши женщины-матери, которые отправляли в последнее десятилетие сыновей в армию. Солдаты в синтетической, облегченной одежде просто замерзали. И сегодня Министерство обороны РФ вновь решило одевать военнослужащих в теплую, проверенную временем натуральную форму. Но при нынешнем поголовье овец в России (всего 23 миллиона!) это невыполнимо. В Новосибирской области численность овец сократилась до трех тысяч, а в индивидуальных хозяйствах — до 90 тысяч.
— Мало! — заключил Дегтяренко. — Хотя россиянину без овцы жизни нет!
«Головою рукам помогаю…»
У учащихся профессионального училища вопросов возникло немного. Во-первых, удивительно простой рассказ был понятен и интересен, а во-вторых — мало опыта в животноводстве у молодых людей, чтобы глубже уйти в тему.
Зато разгорелась нешуточная дискуссия между местными козоводами Юрием Тяминым и Георгием Фурдиловым, а также главой района Сергеем Кайгородцевым и зоотехником управления сельского хозяйства Юрием Швецом. Обсуждали основной вопрос: куда двигаться овцеводам и козоводам? Ведь выступление впечатлило всех, однако Дегтяренко подтверждает, что не все так прекрасно:
— Россия вступила в ВТО, которая раскрыла двери для ввоза различных дешевых продуктов питания. Например, в Китае особое значение принадлежит овцеводству. У них поголовье овец достигло 167 миллионов, коз — 124 миллионов. Не исключено, что мы в скором времени будем кушать китайскую баранину!
Но он готов взять свои слова назад, если молодое поколение будет работать и отстоит отечественное овцеводство — нам нужно активно развивать эту отрасль.
У козовода с восьмилетним стажем Юрия Тямина иное мнение.
— Нерентабельно овцеводам и козоводам выходить на товарное производство. Сегодня мало вырастить животное, — доказывает он. — Да, будет мясо, молоко, шерсть… А что дальше?
— Излишки продавать, — вступает в дискуссию глава района Сергей Кайгородцев.
— Это экономически невыгодно. Любое начинание сейчас — это тупик, — объясняет свою позицию козовод.
— А Николай Дудкин, наш предприниматель, который приобрел племенных овец, сегодня реализует шесть, прядет ее. Нашел же он своего покупателя. Ему и деньги по госпрограмме выделены на развитие дела и увеличение поголовья, — говорит глава.
— У Дудкина торговля есть, — держит удар Тямин. — А субсидия для него капля в море. Нет ни в стране, ни в области рынка сбыта козьего мяса, молока, овечьей шерсти, овчины.
— Позвольте не согласиться, — вступает в разговор Дегтяренко. — В пригороде Новосибирска многие держат молочных коз и продают молоко по 130 — 160 рублей за литр. А что мешает здесь производить сыр из козьего молока?
— Килограмм сыра будет стоить полторы тысячи рублей, — дискутирует козовод. — Кто в селе купит? А молоко везти за 300 километров… Дороговато и неудобно… Я практик, но теорию почитываю. Как там у Высоцкого? «Головою рукам помогаю». Потому к вам на встречу и пришел. Для себя сельчане держат коз и овец, но на рынок мало кто пойдет — в убыток никто работать не будет.
В Доволенском районе есть подворья, где держат от 150 до 600 овец. На их разведение настраивают селян и руководители района. Но люди просчитывают себестоимость, анализируют современный рынок и не очень торопятся обзаводиться большим поголовьем. Лишь в ЗАО «Суздальское» и ООО «Ярковское» для собственных нужд держат овец.
— Мы надеемся, что когда в районе заработает мини-завод по мясопереработке, — высказал мнение начальник управления сельского хозяйства Георгий Фурдилов, — будет хорошая цена на мясо, шерсть и овчину. Тогда многие сельчане начнут выращивать овец и коз.