Сергинское возрождение
В Куйбышевском районе на пустом месте создается племенное хозяйство
Еще каких-то 15 — 20 лет назад хозяйство села Сергино гремело в числе передовых по району. Здесь строили дома, возводили фермы, протягивали водопроводы и теплосети. Земель вокруг хватает, под боком — асфальтированная трасса до самого райцентра, люди работящие есть.
Сегодня Рямовск давно исчез. Ваганово обезлюдело. Анган усох. Да и по всему сельсовету население — чуть больше 350 человек, в основном пенсионеры. Хозяйство развалилось: кто на вахту отправился, кто пытался фермерствовать… Некоторые снимались целыми семьями и ехали туда, где стабильнее. Здесь-то работы нет: магазин, школа основная, медпункт, почта да клуб. А без колхоза — какая в деревне жизнь? Ни сена купить, ни фуража для поросенка выписать. Подворья под нож пошли.
Одним словом, вымирало Сергино.
Свой «чужой»
…Года два назад прошел по селу слух: из Новосибирска прибыл в Сергино «новый русский» с полными карманами денег. Привез зверья диковинного, заграничного, птицу невиданную… Мол, здесь, на сергинской земле, разводить собрался. Вот уже и сараюшек на пустыре у околицы понаставил.
Школяров, коих здесь десятка два набирается, новость заинтриговала. Первое время они стайками вились у загонов, рассматривая баранов-мериносов под центнер весом, рябых хохлаток в «штанишках», поросят черно-буро-рыжих, косматых, что твой медведь. Пока не пообвыкли.
Мужики постарше известие приняли скептически. Ну, привез иноземец зверья, и что? Переживали, знаем: вон, давно ли куйбышевский «Птицевод» взял их «Сергинский» в подсобные хозяйства. Даже комбайны «Доминаторы» на сергинских полях резвились, на крейсерском ходу состригая хилые пшеничные колоски, признак грядущего запустения. И всё… «Остатние соки из совхоза выжали, да и бросили. Ни скота, ни техники не оставили», — до сих пор переживают старожилы. В итоге — ни предприятия, ни «Сергинского». Так там свои, куйбышевские инвесторы были. А тут и вовсе чужак…
— Я живу в Новосибирске, — с улыбкой признается Алексей Савчиц, с чьей легкой руки и появилась у Сергино надежда на возрождение. — Но сам — из здешних мест, из Северного района. Моя родина — Фёдоровка, если напрямую — так рукой подать. Мне в селе все знакомо. В деревне вырос, с тринадцати лет на коне телят пас. Это потом — бизнес, Новосибирск, институт… А сейчас решил к селу вернуться. Надоела везде разруха…
Блондин… с Закарпатья
Сквозь усыпанные куржаком перелески на въезде в село сразу бросается в глаза группа дощатых строений. Чуть дальше — сеновал, где в два ряда уложены увесистые рулоны с сеном. У коровника деловито расчищает подъезды «Беларусь». В одном из загонов — лошади, любопытным глазом следящие за гостями, в другом — флегматичные овечки, непривычно крупные, укрытые плотным шерстяным панцирем. Сегодня в Сергино съехались главы куйбышевских сельских администраций. Жизнь свою превратную обсудить да посмотреть, чем друзья-коллеги живут. Ну и, конечно, по хозяйству со звучным именем «Сибирский меринос» пройтись. Где еще быков-симменталов или дикого кабанчика в стойле увидишь?
— Все простенько и аккуратненько, — оценивающе проводит рукой по шершавому березовому боку птичника глава Куйбышевского района Виктор Функ, сам — заслуженный строитель России. — И главное отличие — он использует современные утеплительные материалы.
То есть со строевым лесом проблем меньше — это же лесосеки «выбить» надо, деревья свалить, обработать, высушить… Столько времени! А такое строение и собрать проще. Хотя и дорого — до 400 тысяч выложи за небольшой сарайчик. Только их тут — с десяток. А еще скважины, электролиния…
— Деньги Алексей Александрович вкладывает немалые, — подтверждает глава местной администрации Елена Архипова. — У него больше 20 коров дойных, еще с десяток должны отелиться, молодняка голов 60. Овечек — около двухсот, в основном мериносы, свиней голов сорок. Да еще птица…
Именно с птичника и началась наша экскурсия по хозяйству.
— Тут у нас и куры, и утки, и индоутки, — распахивает двери в волглое тепло просторного помещения наш провожатый Ирина. — Разделены по породам. Есть даже декоративные…
— А эта порода — блондин, — продолжает она уже в свинарнике. — Рыжие с Закарпатья привезены, в той клетке — венгерские. А вот — дикие. Эту свинку Васей назвали, думали — мальчик… Их маленькими привезли сюда, полосатиков. Выросли вот, правда, пока не размножались.
Лохматые, кучерявые, бурые, красненьские, черные… Казалось бы, ну кто из коренных селян свинью не видел? Но такому разнообразию гости удивлялись искренне. Как те маленькие сергинцы, бегавшие сюда, словно в зоопарк…
— Здесь у нас быки-симменталы, — продолжает эстафету директор ООО «Сибирский меринос» Алексей Архипов, представляя главе района животноводческий корпус. — Это мясо-молочная порода. Маточное поголовье в основном пока местное, хотя и симменталки тоже есть. Быки молодые, но от них телята уже пошли.
Действительно, в профилактории уверенно стоит на своих четырех крупный лобастый телок непривычного шоколадного цвета… Порода чувствуется!
Чувствуется, глядя на все это хозяйство, зародившееся на пустом месте, что у него есть перспективы. Реальные.
Люди устали без работы…
Казалось бы, чего не хватало Алексею Савчицу, вполне состоявшемуся новосибирскому бизнесмену? Есть свои швейные цеха в Барабинске, Куйбышеве и Татарске, и приносят они вполне приличный доход. И вдруг — село, коровы да свиньи… С чего бы?
— Поначалу думали: откроем что-то вроде подсобного хозяйства для основного производства, — пожимает плечами Алексей. — А потом потихоньку пошло…
Не без проблем, конечно. Главная — финансы. «Сибирский меринос» в кредиты лезть не торопится, все отстроенное и закупленное — за счет прибыли предприятий. Основная нагрузка приходится на строительный сезон. Но там, на «швейке», своя сезонность. Вот и приходится как-то выкручиваться, менять приоритеты на ходу, оставляя неизменным главное — создать в Куйбышевском районе племенное хозяйство по разведению коров и свиней.
— Сейчас это предприятие расширяется, — рассказывает глава Куйбышевского района Виктор Функ. — Выкупает за долги другое хозяйство — ООО «Россия», которое находится в селе Балман.
Между прочим, село это — за 90 километров от райцентра. От Сергино все 130 будут. Но Алексея Александровича не пугает и это:
— Почему бы не создать там промышленное хозяйство, а здесь — предприятие по производству продукции для супермаркета экопродуктов в Новосибирске? С весны начнем строить в Балмане две фермы под водоплавающую птицу, здесь организуем козью и кроличью фермы. Металлоконструкции есть. На базе разорившегося предприятия «Птицевод» в Куйбышеве поставим свиноферму, там ремонт уже идет… А для крупного рогатого скота к осени построим в Сергино еще два корпуса на 300 голов.
В планах — купить собственный инкубатор, наладить переработку молока… Жить.
…Когда вновь образованное хозяйство только набирало работников, кадровая проблема в небольшом удаленном селе встала остро, до конфликтов. Сейчас ее нет. Какие конфликты, если зарплата вкруговую у пятнадцати здешних работников — минимум «червонец»? День в день, а то и с авансом! И инвестор Алексей Савчиц воспринимается сергинцами уже не пришельцем с тугой мошной и непонятными интересами, а деловым, надежным предпринимателем, способным возродить село.
— Люди у нас устали без работы, — говорит руководитель ООО «Сибирский меринос» Алексей Архипов. — Они готовы работать, если зарплату платят. Даже семьями из других сел, погибших колхозов готовы ехать. В Сергино есть дома — одни коробки остались. Их бы восстановить, селить народ и — работать.
При таком раскладе Сергино должно обрести жизнь. Да и Балман не зачахнет. Хочется, чтоб так и было…
ДВА ПОЛЮСА
В новейшей истории Куйбышевского района есть примеры прихода инвесторов в сельское хозяйство. С разным успехом. Так, сгинули сельхозпредприятия в Михайловке, Новоичинском и Кондусле. В прошлом году полностью лишилось общественного производства Ушково, выкупленное индивидуальным предпринимателем. С трудом сводят концы с концами «Кама», «Нива», «Надежда», «Нагорное». С другой стороны, абрамовская «Эгида», став дочерним предприятием Куйбышевского молочного комбината, процветает. ИП Кулешов, получив поддержку предпринимателя Сергея Шумляковского, планирует развитие племенного коневодства.