Трассы — под снегом, проблемы — на поверхности
Сельские дороги преображаются зимой. В остальное время года они просят ремонта
В муниципалитетах области в 2013 году продолжат приводить в порядок автодороги местного значения. О том, где пройдут маршруты дорожных ремонтов, жители Елизаветинки Чистоозёрного района читают в газете с большим интересом: может, на этот раз к ним придет дорожная техника? Или к соседям в Ольгино? Детальный разговор на эту тему с депутатом Сергеем Титковым, представителями областной и местной власти, а также специалистами дорожно-строительных организаций состоялся в рамках Дней Законодательного собрания Новосибирской области.
В Ольгинском сельсовете Чистоозёрного района предстоит, по сути, заново отстроить 10 километров дороги, два из них будут щебенить в этом году. Дорога, проложенная на болотистой местности хозяйственным способом, по весне затапливается. Людям приходится давать большой крюк по полям, чтобы попасть сначала в соседнюю Елизаветинку, а потом в райцентр.
На месте виднее
Февральская трасса за райцентром чистая. Четыре километра от Чистоозёрного до Елизаветинки преодолеваем за несколько минут. Весной проезд занимает куда больше времени. Участок асфальтированной ТУАДовской дороги в этом месте, как в народе говорят, то яма, то канава.
Едем вместе с руководителем комитета Законодательного собрания области по транспортной, промышленной и информационной политике Сергеем Титковым и замглавы Чистоозёрного района Сергеем Шелем. По пути представитель местной администрации объясняет, что и почему надо сделать по каждому участку. На объездной в райцентре требуется провести освещение, чтобы не случалось наездов на людей, движущихся вдоль трассы в темное время суток. Нужен и пешеходный переход в том месте, где школьники постоянно пересекают дорогу.
На повороте к Елизаветинке делаем остановку. К нам присоединяются замминистра транспорта Александр Цепенко, заместитель начальника Территориального управления автомобильных дорог (ТУАД) Валерий Садков и руководитель Купинского ДРСУ, обслуживающего чистоозерцев, Василий Никоненко. Повод для солидного собрания — состояние сельской дороги.
Накануне документы по ремонту участка, соединяющего Елизаветинку с Чистоозёрным, изучили депутаты. Теперь надо проверить, как обстоят дела, на месте.
— Ясно, что все дороги сразу привести в порядок не получится. В целом на область требуется не менее 25 миллиардов рублей, чтобы строить, капитально ремонтировать и содержать по нормативам дороги. Поэтому мы должны расставлять приоритеты, — объясняет депутат Законодательного собрания Сергей Титков. — В том числе социальная экономическая обоснованность, наличие пассажирских и школьных маршрутов. Руководство Чистоозёрного района должно объяснить, почему оно сегодня бьет тревогу именно по этому участку дороги, защитить интересы жителей. И неважно, сколько в селе человек проживает — если людям нужна дорога, надо ее сделать.
Элемент цивилизации
В конторе нас встречает глава Елизаветинского сельсовета Виктор Шрайбер.
— Наша центральная улица — дорога ТУАДа, и она очень разбитая. Строили ее в 80-х годах прошлого века. Основной работодатель в селе — ОАО «Родина», в колхозе трудятся 120 человек. Школа здесь полная, 11-летка. Нынче два дома индивидуально строят по программе «30 на 70» по поддержке молодых специалистов. Газ у нас привозной, быт налажен.
Люди не желают уезжать отсюда, хотят жить достойно. Дороги — это необходимость, элемент цивилизации, без которого деревни просто будут отрезаны от мира. Не согласится с главой сельсовета трудно. Такая же ситуация и в Павловке, и в Ольгино, откуда дети после окончания девятого класса начинают ездить на учебу в Чистоозёрное — весомый фактор в поддержку решения вопроса о ремонте дороги.
С очисткой дорог от снега у елизаветинцев претензий к Новосибирскавтодору нет — договоры по содержанию дорог соблюдаются. Это раньше, говорит Виктор Шрайбер, у глав поселений не было ни денег, ни рычагов для решения насущных сельских вопросов. Теперь глава имеет право и возможности заключать с дорожниками договор, и деньги на снегоуборку есть. Чтобы и скорая прошла, и пожарная машина.
Большая проблема появляется со сходом снега. Если бы вовремя дороги в порядок приводили, полотно не пришло бы в такое плачевное состояние, считает начальник местного филиала Новосибирскавтодора Василий Никоненко.
Дороги и деньги
Депутат Законодательного собрания Сергей Титков рассказал, что осенний выезд в рамках Дней Законодательного собрания показал: во многих районах области в межсезонье на дорогах распутица.
— В Кыштовском и Венгеровском районе местами ехать невозможно! Мы с начальником ТУАДа на машине проехали, но школьный автобус не джип. Водитель отвечает за безопасность детей. А потому он вправе отказаться везти школьников по дороге, которой практически нет. Мы не можем закрывать на такой факт глаза. В Крещенке 30-километровой дороги весной просто нет. А там живут 500 человек, и никто не собирается уезжать — охотятся, рыбачат, ягоду собирают. Просят: сделайте нам только дорогу, чтобы автобусное движение в село не прерывалось, неотложка могла пройти нормально, хлеб подвозили бесперебойно. В каждом районе свои особенности. Бюджет мы утверждаем на три года, но, к сожалению, невозможно предусмотреть, что будет через год-два. На таких выездах совместно с министерством, дорожным ведомством смотрим ситуацию. Новосибирская область по протяженности автомобильных дорог входит в пятерку регионов России. На дорожное хозяйство идет 12 процентов областного бюджета. Руководство области, министерство проблему видят и закладывают такие суммы. Это наглядно иллюстрирует уровень внимания к дорогам и нуждам людей.
Содержание дорог на степных да болотистых территориях, которыми столь богата наша область, и летом, и зимой обходится недешево. В Чистоозёрном бывают переметы до двух с половиной метров высотой — за 15 — 20 минут дорога может просто исчезнуть. Но сейчас все чисто: и дорожники исправно работают, и с погодой повезло. Елизаветинцы надеются, что визит парламентария и представителей органов исполнительной власти, дорожных ведомств поможет ускорить решение проблемы.
Заместитель начальника ТУАД Новосибирской области Валерий Садков согласен: даже самый небольшой участок в самой небольшой деревушке должен быть приведен в порядок. Со временем.
— Капитальный ремонт можно пока оценить очень укрупненно, — говорит Валерий Борисович. — Мы не просто восстанавливаем состояние дорожного полотна, а полностью приводим дорогу в нормативное состояние. Поэтому мы выбираем болевые точки и рассчитываем суммы. Затем идут проектировщики — они конкретно определят, сколько стоит ремонт того или иного участка. По области на 2013 год заложено 2,8 миллиарда рублей на ремонт и капитальный ремонт. По Чистоозёрному району ТУАД в 2013 году произведет капитальный ремонт трех километров, в 2014 году сделаем 5,3 километра, в 2015 году — еще 2,7 километра.
Елизаветинская дорога пока не вошла в план ремонтов ТУАД на предстоящие три года. Но появилась надежда, что проблеме сельчан будет уделено самое пристальное внимание.
ФАКТ
В 2013 году на дорожно-строительные работы в регионе в областном бюджете предусмотрено свыше 10,2 миллиарда рублей без учета федеральных субсидий на строительство третьего моста через реку Обь. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николая Симонова, это на 21 процент больше, чем в 2012 году.
СПРАВКА
В 2013 году на территории области в эксплуатацию планируется ввести почти 40 километров новых дорог. Кроме того, запланировано отремонтировать порядка 266 километров автомобильных дорог — 92 объекта. В рамках мероприятий по планово-предупредительному ремонту и содержанию дорог будет произведен ремонт покрытия на площади 570 тысяч квадратных метров.