Без кумиров

Пение в рок-, джаз- и поп-группах, преподавание в вузе, профессиональные занятия спортом, роль ведущего на телевидении — чем бы ни занимался новосибирец Алексей Крыжановский, он верил: все дороги ведут в оперу
Чуть больше недели назад в Новосибирском театре оперы и балета состоялась насколько необычная, настолько грандиозная премьера «Мессы» американского композитора Леонарда Бернстайна. Спектакль с участием солистов, двух хоров, балета, оркестра, двух бэндов, соединивший в себе каноническую католическую мессу и сюжет о духовных поисках современного человека, поставленный под руководством главного дирижера театра Айнарса Рубикиса, стал событием для новосибирцев и всей музыкальной России. Это было первое и, безусловно, уникальное исполнение в полномасштабном театральном формате произведения Бернстайна в нашей стране. Главную партию Селебранта — священника, который наряду с другими персонажами ищет свой путь к Богу, на первой премьере с успехом исполнил Алексей КРЫЖАНОВСКИЙ, ранее в солистах НГАТОиБ не числившийся. Он более известен широкой аудитории как диктор, а также ведущий прогноза погоды в местных передачах телеканала «Россия»…
Когда сбывается мечта
— Алексей, от души поздравляю с премьерой и разрешите вопрос: в программке к спектаклю ваш статус обозначен как «баритон, приглашенный солист», это ваш первый опыт сотрудничества с театром?
— Да, это мой первый опыт выхода на сцену оперного. А началось все в октябре, когда постановщики приступили к репетициям «Мессы».
— Как состоялось приглашение?
— Я сидел в студии, работал над вечерним выпуском, когда раздался телефонный звонок от заместителя директора театра Татьяны Григорьевны Гиневич: «Не хотите у нас попеть?» Ответил сразу, не раздумывая: «Хочу, конечно!» — «Тогда приезжайте». Как оказалось, позвали меня потому, что, во-первых, увидели в Интернете мой клип, где я пел рок, а во-вторых, меня рекомендовали мои одногруппники из консерватории, которые знали, что я пою не только классику, но и популярную музыку. Оперная сцена — моя давняя мечта. Всегда хотел этим заниматься и очень долго учился. Начиная с хоровой студии 42-й новосибирской школы… Причем довольно забавная история, как я туда попал: как-то раз в гардеробе я, первоклассник, перед своими товарищами пел, пародируя ни больше ни меньше... Иосифа Кобзона. Меня услышала-приглядела руководитель студии: «Молодец, тебе надо петь!» — хотя я скорее ожидал нотации за баловство. Потом была школа игры на классической гитаре для взрослых, потом пел в довольно известных группах, был солистом. Затем консерватория, аспирантура…
— Но в начале — инженерно-строительный институт и аспирантура по экономической теории… Интересно, как все-таки голос, призвание пробивают себе дорогу в судьбе?
— Все так или иначе связано с голосом. Преподавание в вузе в течение шестнадцати лет и работа на телестудии, озвучивание документальных фильмов и рекламных роликов, пение в различных группах, как и профессиональная работа в музыкальной студии.
— Подобная разноплановость требует особых качеств — либо суперответственности в делах, либо наоборот — легкого к ним отношения: мол, как получится…
— Полагаю, если чем-то заниматься, то надо достигать в этом деле высот, быть лучшим. Поэтому мне ни за одну из моих специальностей не было стыдно. В вузе, считаю, был достойным лектором — студенты ко мне ходили, на телевидении в качестве ведущего, а потом и журналиста тоже старался достигнуть определенного — выше среднего — уровня. В пении последовательно проходил ступень за ступенью, упорно учился. Всегда считал: чем больше ты вкладываешь информации, знаний, навыков в собственную голову, тем лучше они потом работают на тебя в любом деле.
«Удивил не в первый раз»
— При такой перфекционистской позиции у вас есть кумиры?
— Каждый человек должен проживать свою, а не чужую жизнь, поэтому кумиров у меня нет. Но с точки зрения жизненной позиции, карьерного роста, того, что зовется self-made man — «человек, сделавший себя сам», — это, безусловно, Арнольд Шварценеггер. В музыке есть столпы, на которые я ориентировался, которые, можно сказать, повлияли на развитие моего голоса, — это Том Джонс, Хампердинк, Синатра, из российских современных эстрадных певцов — Серов, Пенкин… И так — в разных сферах. Что касается классического вокала, культуры звука, для меня определенным эталоном является мой педагог Владимир Николаевич Урбанович, народный артист России, сорок лет отдавший новосибирской оперной сцене.
— Кстати о Шварценеггере, вы, выйдя в «Мессе» и запев в начале спектакля прямо из зала, удивили публику не только замечательным голосом, но и атлетическим сложением…
— Не первый раз (смеется). Такой же была и реакция зрителей, когда на телевидении «какой-то лысый качок» вышел читать погоду… Со спортом я дружу. Был многократным чемпионом области по спринту, но пришлось уйти. Потому что либо только этим заниматься, либо серьезно пением. Но в спортзал хожу регулярно. Пузатого вокалиста кому приятно видеть?
— О вокале: партия Селебранта невероятно сложная — тесситура от басовой ми до теноровой ля, головокружительный стилевой микс: академический вокал, блюз, свинг, джаз... Вы, Алексей, со всем этим справились. После премьеры проснулись знаменитым?
— Не сказал бы. Но принимали хорошо, отклик был большой, мне кажется, никто не ушел со спектакля равнодушным. Мне же особенно дороги добрые отзывы на мою работу нескольких профессионалов, отдавших много лет вокальному искусству.
«Жду весну с нетерпением»
— Итак, вы движетесь и, можно сказать, сделали главный шаг к тому, к чему всю жизнь стремились — пению в опере. Каковы самые яркие впечатления или события последнего времени?
— Безусловно, все, что связано с театром. Это очень важные перемены. Хотя все шло вроде бы плавно, поступательно, но в то же время целенаправленно.
— Как я понимаю, это ваш стиль…
— Да, обычно я не прихожу к тому же месту, откуда ушел, то есть прихожу туда же, но с новым багажом знаний и, так сказать, восходящим трендом. Хотя уход с телевидения тоже событие: мне было жалко терять интересную работу, коллектив. Что еще? Попробовал себя в прошлом году как киноактер — снялся в нескольких сериях «Ералаша». У меня и прежде были роли, но в основном специфические: телохранителей, борцов, киллеров. А здесь — роль учителя физкультуры… Из величин постоянных, но всегда радующих: растет у меня замечательный сын Егор. Приятно, что он всячески старается на меня походить. Кстати, он очень сокрушался, что не мог попасть на премьеру, потому что возрастной ценз спектакля 12+, а ему нет еще семи. Конечно, мы потом посмотрим «Мессу» в записи, но пришлось не на шутку утешать.
— Ждете чего?
— Весну. Пробуждение природы прекрасно. И, конечно же, с нетерпением жду открытия дачного сезона.
— Для вас дачный сезон — это...
— Тяжелая физическая работа, которую очень люблю. Рубка-пилка дров, копка земли, рыбалка, наконец. После выходных я приезжаю с дачи полный энергии, несмотря на усталость.
— На даче поете?
— Фактически нет. Пою в основном в машине — что-то учу, распеваюсь. Или слушаю спокойную мелодичную музыку, потому что сумасшедшей музыки в жизни у всех нас хватает. Дома тоже пою редко. Случается, конечно, на семейных праздниках, в караоке-клубах. Скоро — 14 февраля — с удовольствием буду участвовать в большом сольном концерте Карена Мовсесяна в качестве приглашенного солиста-гостя. Есть целый ряд музыкантов, с которыми контактирую, музыкальная жизнь идет — она кругом.
ДОСЛОВНО
Алексей КРЫЖАНОВСКИЙ:
— Каждый человек должен проживать свою, а не чужую жизнь, поэтому кумиров у меня нет
СПРАВКА
Алексей КРЫЖАНОВСКИЙ. Баритон. Приглашенный солист Новосибирского театра оперы и балета. В 1997 г. окончил Новосибирский инженерно-строительный институт по специальности «теплогазоснабжение и вентиляция». В 2000 г. завершил обучение в аспирантуре на кафедре общей экономической теории. С 1997 г. — преподаватель общей экономической теории. В 2009 г. окончил консерваторию (академию) им. Глинки. С 2009 по 2011 г. — аспирант НГК.
АКТУАЛЬНО


