А был ли приз?
Чаще всего за халяву приходится платить
Современные торговые и увеселительные заведения не скупятся на «бесплатные» подарки. Обещания крупного выигрыша так и сыплются со всех сторон: «Достаточно лишь перевернуть крышку... отыскать счастливый вкладыш... собрать несколько этикеток…» Наш корреспондент поучаствовал в нескольких подобных акциях.
Желание бесплатно заполучить путевку в экзотическую страну способно разом свести с ума полторы тысячи человек. Розыгрыш проходил в детском развлекательном центре целый день: с интервалом в два часа барабан раскручивали два клоуна. Чтобы выиграть приз, нужно было приобрести купон, который выдавался в обмен на пополнение как минимум на 500 рублей, карточки оплаты аттракционов. Суммы хватало в среднем на полчаса забав. Следующие полчаса — еще полтысячи. Пока дети развлекались, взрослые в ожидании розыгрыша пили пиво и лимонады, ели в местных кафе. И так до 12:00, когда «открыли» первый барабан, потом до 14:00 и далее каждые два часа до восьми вечера. Между столиками вилась гигантская очередь на сброс купонов в барабан. Ее хвост я обнаружила у лифта. Движение в колонне к месту закладки купонов медленное и торжественное, как в мавзолей.
Заведения общепита, еще до заката получив многократную выручку, уже не стремились пополнить едой витрины. Компоты никто не остужал, народ даже подгоревшую пиццу смел с прилавка. Кто-то, вероятно, этот приз получил. Но не я и никто из моих знакомых. Зато денег мы оставили в заведении прилично. Что с нами происходит? Почему мы раз за разом ловимся на крючок и не пытаемся проанализировать: сколько стоит бесплатный приз?
Рамиль Гарифулин, один из основоположников отечественной манипуляционной психологии, пишет: «По статистике, к внушаемому типу относится примерно 12 процентов людей (причем женщин среди них процента на два больше, чем мужчин). В России таких людей больше, чем на Западе. Короче говоря, из любых 200 человек с улицы, которых вы соберете на презентацию, как минимум 20 окажутся гипнабельными (легко поддающимися гипнозу. — Авт.). Они с энтузиазмом раскошелятся на совершенно ненужные товары или услуги».
Впрочем, среди любителей призов есть не только доверчивые простачки, но и настоящие профессионалы. Эксперты говорят, что нас все активнее поражает «вирус» промохантинга, или охоты за призами. Призоловы объединяются в социальных сетях, обсуждают на форумах: где и что удалось выиграть или получить на халяву. Отличие призолова от обычного человека, падкого на бесплатные подарки, в том, что он предпочитает беспроигрышные лотереи или гарантированные подарки к покупкам: юбилейные майки, кружки, акции 1 + 1 и так далее.
Отчасти в роли промохантера оказалась и я, поймавшись на удочку одной из торговых марок. Привлек внимание не только главный приз розыгрыша — поездка в Милан, но и масса гарантированных подарков: изящные часики, чемоданы и так далее. До сих пор в электронном почтовом ящике болтается извещение от устроителя акции о том, что два подарка для меня заказаны и будут отправлены почтой. Прошло два месяца, а часиков и чемодана все нет. Между тем, чтобы их «выиграть», мне пришлось купить за месяц не меньше 25 единиц товара указанной устроителем акции марки по 42 рубля за каждую, хотя могла бы эти расходы растянуть на два и даже три месяца. Налицо стимулирование спроса.
— В таких розыгрышах стоимость приза должна быть совсем небольшой, и нужно правильно рассчитать, сколько упаковок товара будет вынужден купить каждый участник, — комментирует менеджер одной из новосибирских маркетинговых компаний Влада Силкина. — Тогда акция рентабельна, а подъем продаж полностью компенсирует расходы компании на призы, рекламу и почтовую рассылку.