Какой же бубен без шамана?

Новосибирский краеведческий музей, несмотря на ремонт основного здания, продолжает работать и проводить выставки
В прошлые времена костюм являлся мощным маркером: по нему могли легко определить национальность и социальный статус человека. Сегодня мода сравняла греков и мексиканцев, французов и казахов, женатых людей и еще не создавших семьи. Тем интереснее и важнее выставка «Сибиряки», которая открылась в Новосибирском краеведческом музее.
Cибиряк — образ собирательный
— К нам приезжают представители многих национальных сообществ, чтобы посмотреть, как же одевались их предки, — говорит ведущий методист музея Наталья Ермакова. — Мы с радостью показываем свою коллекцию, делимся знаниями.
Давайте разберемся, кто же такие сибиряки, чьи костюмы представлены на одноименной выставке.
— В Сибири многие народы кочевали с одного места на другое. Кто-то пришел в этот край раньше, кто-то позже — и достоверно установить, кто жил здесь изначально: якуты, ханты, алтайцы, нганасаны — невозможно, — объясняет Наталья Викторовна. — После столыпинской реформы в Сибирь стало переселяться много белорусов, мордвы, украинцев и русских, которые здесь обрели новую родину. Поэтому сибиряк — образ собирательный. Сибиряками можно считать любого из представителей этих народов.
На выставке демонстрируются не только костюмы, но и некоторые предметы быта, которые дополняют образ сибиряков. Например, как можно представить эвенкийского или якутского шамана без бубна? Поэтому рядом с костюмом из оленьих шкур, украшенных бисером, полосками ярких тканей, металлом или перьями (у каждого северного народа свои особенности), непременно увидите бубен: большой, обтянутый потрескавшейся от времени и ударов колотушкой во время многочисленных камланий кожей. В случае успеха шаман привязывал к внутренней стороне бубна тканевые ленты или украшал рисунком. Один из бубнов удостоился даже чехла из меха оленя. Тут же и колотушки: деревянные, из кости, обтянутые мехом.
Или костюм алтайской женщины — как можно считать полным образ без курительной трубки? Ведь табак на Алтае считался настоящим лакомством! А солнцезащитные очки? Оказывается, северные народы их изобрели много веков назад: яркое солнце, отраженное от белого снега, легко могло ослепить. Поэтому ненцы, например, использовали зашитую в мех металлическую пластину с двумя узкими прорезями для глаз. Подобные очки использовали и эвенки. А сумочки для рукоделия? Ведь в прежние века вся одежда шилась вручную, и хранить предметы первой необходимости — иголку и нитки — каждой мастерице хотелось в красивой и удобной сумке. Поэтому расшивались, украшались затейливыми узорами, орнаментами и аппликацией не только одежда и обувь, но и предметы быта.
— Многих посетителей выставки это сбивает с толку, они считают, что раз одежда красивая — то она для праздника, — разъясняет Ермакова. — На самом же деле у северных народов деления на праздничную и повседневную одежду не было, в будни носили ту, что уже пообтрепалась, на праздники надевали поновее. А бисером и узорами расшивали не для красоты, а чтобы уберечься от злых духов и заручиться поддержкой добрых.
Чтобы духи не заползли
Такой же смысл вкладывали в узоры и переселенцы. Перед нами витрина с русским костюмом. Мужская старообрядческая свадебная рубаха XVIII века. По длинному — до колен — подолу, по краю рукавов, по горловине и на груди тонкой работы вышивка. Это сохранившаяся с язычества знаковая охранительная система: чтобы злые духи, в которых русский народ так или иначе все равно продолжал верить, под подол или в рукав не заползли. Важные знаки — на груди, они защищают органы дыхания, а сердце защищает обширный орнамент в левой части рубахи. Особое внимание славяне уделяли поясу.
— Есть такое слово — распоясался. Так говорили о человеке, который ведет себя неподобающим образом, «охранный пояс потерял», и теперь он подвержен нападкам злой силы. В нашем случае мы видим пояс с охранительными надписями, хотя чаще всего у народов были опояски с солярными знаками.
Всего на выставке представлено 250 предметов из этнографического фонда музея, который начал формироваться начиная с 20-х годов XX века. Этнографические экспедиции тех лет охватили всю Западную Сибирь, дали уникальные материалы по старообрядчеству Алтая, хозяйству и быту русского населения, коренным народам севера и юга Сибири. Наряду с экспонатами, представить облик и жизнь сибиряков того времени помогают фотографии и рисунки, сделанные нашими земляками-художниками, специалистами Новосибирского дома моделей.
— Несмотря на ремонт здания краеведческого музея, — подчеркивает Наталья Ермакова, — мы продолжаем работать. Просто наши выставки временно расположены на других площадях, на Вокзальной магистрали, 11, в отделе природы.
Приятно также отметить, что выставка «Сибиряки» впервые представлена на новом суперсовременном экспозиционном оборудовании производства ФРГ, которое позволяет обеспечить круговой обзор для посетителей, создать необходимые условия для музейных экспонатов при помощи систем климат-контроля и холодного света.
АКТУАЛЬНО


