USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Жильцы в роли экспертов

Валентина МАЛЬЦЕВА
Руководитель общественной организации «Клуб «Управдом» Артём Демченко
Руководитель общественной организации «Клуб «Управдом» Артём Демченко

Жители многоэтажек считают, что им кто-то что-то должен, не задумываясь о том, что их собственность — это в первую очередь их ответственность

В минувший понедельник Президент России Владимир Путин сделал несколько заявлений, отозвавшись на острые вопросы сферы жилищно-коммунального хозяйства. Он напомнил, что в соответствии с 600-м указом от 7 мая 2012 года должна быть создана сеть общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать работу структур ЖКХ: контролировать деятельность управляющих компаний, следить за ростом коммунальных тарифов.

Как выяснилось, такой опыт уже есть в Новосибирске. Об этом сегодня беседа с гостем номера Артёмом ДЕМЧЕНКО — руководителем общественной организации «Клуб «Управдом».

В 2009 году у журналиста Артёма Демченко родилась идея создания клуба «Управдом», под эгидой которого собрать всех заинтересованных в решении проблем сферы ЖКХ. С тех пор клуб «Управдом» представляет собой сообщество людей, которые так или иначе занимаются управлением жилыми домами. Это старшие по домам, председатели ТСЖ и ЖСК и просто активные жители.

Экспертами клуба собственников жилья становятся простые люди. На заседаниях они рассказывают, как смогли добиться решения проблем: отвоевали подвал, добились экономии коммунальных ресурсов, обустроили парковку во дворе и так далее.

Почему нет культуры управления
— Фактически указом Президента ваша общественная организация наряду со многими другими наделена функциями не только просветительскими, но и контролирующими. Вы готовы к этому?

— То, что на самом верху заговорили о системных проблемах в сфере ЖКХ, несомненно, радует. Сегодня в отрасли как минимум три гигантские проблемы: монополизм и неадекватное законодательство. К числу системных проблем отношу и полную безграмотность населения в вопросах ЖКХ. В нашей стране нет культуры управления многоквартирными домами. Есть люди, которые даже не слышали о новом жилищном законодательстве и не подозревают о том, что теперь именно от них зависит судьба их дома. Поэтому одна из главных целей клуба собственников жилья «Управдом» — правовое обучение владельцев квартир.

— Как помочь людям вникнуть в эту массу нюансов, которыми буквально пропитано все законодательство? Мне, например, пока не выставили счет на 13 000 рублей в месяц за горячую воду, и знать не хотелось о ее источнике. По-вашему мнению, ликбез — обязанность государства или граждан?

— Процесс, конечно, должен быть обоюдный. Но, с другой стороны, коль идет реформа, то разъяснять, как мы будем жить по-новому, власть обязана! Тем более если решения касаются кошелька каждого гражданина.

В Новосибирске действует ведомственная целевая программа «Управдом в городе Новосибирске», разработанная на 2011 — 2014 годы. Создание такой программы было требованием законодательства, но далеко не все муниципальные образования его выполнили. Органы местного самоуправления по закону должны «содействовать повышению уровня квалификации» тех, кто управляет многоквартирными домами или намерен заняться такой деятельностью.

В Новосибирске, кроме этого, решили за счет бюджета еще и дать «начальное образование» хотя бы двум собственникам из каждого дома. За свой счет по этой программе могут обучаться все, кому захочется. Но большинству все это, к сожалению, не нужно. Люди просто хотят, чтобы во дворе и подъезде было чисто, а в квартире — тепло, чтобы из крана текла вода. Они не желают вникать во все тонкости законодательства. Поэтому хорошо, если в доме найдутся несколько активистов и у них не опустятся руки.

Гражданский контроль в действии
— Что касается надзора за действиями управляющих компаний, то как общественники без дополнительных полномочий смогут вести гражданский контроль? И почему, на ваш взгляд, глава государства надеется на эффективность общественных организаций?

— Потому что право собственности принадлежит жителям. Именно они не просто должны, а обязаны принимать решения и контролировать их исполнение. Людям следует понять, что это их дом и двор и никто не наведет здесь порядок, кроме них. В тех домах, где это осознали, жизнь меняется к лучшему без всяких «дополнительных полномочий». Начинаются ремонты, в подъездах чисто, двор убран и благоустроен. Но любое улучшение, конечно же, стоит денег. Тех, кто имеет частные дома, это не смущает, поскольку они привыкли содержать свое жилье. Однако жители многоэтажек считают, что им кто-то что-то должен, не задумываясь о том, что их собственность — это в первую очередь их ответственность!

Считаю, что нам нужно учиться применять те, пусть даже несовершенные механизмы, которые есть сегодня. Споткнувшись, мы заставим власть менять ситуацию.

— Отношения в сфере ЖКХ России можно сегодня назвать рыночными?

— Вы затронули еще одну системную проблему — рынка услуг в этой сфере в стране нет, он не сформировался, отсюда многие проблемы. Тормозит реформу ветхий и аварийный фонд. Экономика домов очень разная, и обслуживание невысоких — дорого. Там люди должны платить в пять — десять раз больше, чтобы иметь те же блага, что и в высотках. Но жители привыкли, что все должны платить одинаково. В итоге власти стараются не допустить передела рынка. Ведь у каждой управляющей компании в нагрузку к многоэтажкам есть убыточный одно-двух-трехэтажный жилой фонд. Если все хорошие дома уйдут, то кто же за копейки будет обслуживать развалюхи?

— Теперь о коммунальных услугах. Все говорят о потерях в сетях или нелегальных подключениях... О каких-то непрописанных в квартирах, но потребляющих услуги. На самом деле это оказывает существенное влияние или является «отвлекающим маневром», чтобы люди покорно платили за «того парня»?

— Сейчас очень много вопросов по начислениям за общедомовые нужды. Особенно если в доме установлен общедомовый прибор учета. Если в квартире проживает неучтенный житель, он, естественно, пользуется водой, и этот расход прибор учитывает. Но формально для управляющей компании жильца нет. Поэтому всю разницу в соответствии с требованиями новых правил предоставления коммунальных услуг распределяют на добросовестных граждан. Конечно, покрывать эти издержки за счет остальных жильцов неправильно. Но у управляющих компаний нет никакой мотивации ни для поиска нелегалов, ни для уменьшения утечек в подвалах при аварии. Формула такова: сколько бы воды не утекло — за все заплатят владельцы квартир. Эту большую черную дыру нужно закрыть. Кажется, правительство, наконец, осознало ошибку и намерено ее исправить.

Жесткая фаза реформы
— Получается, что мы в большей степени страдаем от непрозрачности отношений с управляющими компаниями?

— В США большие многоквартирные дома не особо распространенный тип жилья, поскольку подавляющее большинство американцев владеют частными особняками, однако как вид собственности все-таки существует. Невероятно, но способы управления этими домами и за океаном, и у нас очень похожи. Во время поездки в Америку сложилось впечатление, что реформу ЖКХ в России копировали с жилищного устройства Соединенных Штатов, правда, забыв сделать поправку на отечественную безалаберность.

В Америке как-то умудрились обойти проблемы, с которыми мы столкнулись при реформировании ЖКХ. Например, здесь граждан не смущает понятие «общедомовые нужды». Оплата света, воды, отопления общедомовых нужд входит в стоимость квартплаты, которая фиксирована. Например, если в какой-то месяц дом израсходовал больше электричества, всегда есть резервный фонд, из которого оплачиваются дополнительные расходы. Однако если повышенные расходы становятся постоянными, тогда возникает вопрос увеличения платы.

Кстати, оплата вывоза мусора с квадратного метра, которая так возмущает некоторых россиян, американцев не коснулась. Сбором и утилизацией мусора там занимается местная администрация. Финансирование идет из налогов.

Конечно, жесткая фаза реформы ЖКХ в России принимается с трудом, много непродуманного, огрехов власти, рынка… Не хочу никого обижать, но, по моим наблюдениям, люди не хотят тратить ни время, ни душевные силы, пока их не начинают «бить рублем». И что самое обидное, большинство наших граждан вообще не волнует то, как надо устроить нашу жизнь! Ведь реформа — это установление новых принципов. Но никакого интереса у общества к этому процессу нет. Нет ни предложений, ни желания участвовать в нем. Задача нашего клуба — изменить положение вещей.

ФАКТ
По данным Росстроя, по состоянию на 1 января 2005 года в целом по Российской Федерации износ котельных составлял 55 %, сетей водопровода — 65 %, канализации — 63 %, тепловых сетей — 63 %, электрических — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 %, очистных сооружений канализации — 56 %, трансформаторных подстанций — 57 %.

Фотографии статьи
Новосибирцы иногда прямо во дворе дома обсуждают проблемы ЖКХ с губернатором Василием Юрченко. Фото Юлии НАЗАРЕНКО (архив)